На главнуюРеспубликанской организации профсоюза работников химических отраслей промышленности Башкортостана
на главнуюкарта сайтанаписать письмо
 


УралWeb. Регион в Интернете

www.solidarnost.org

www.fnpr.ru


О проекте Закона РБ «О потребительской корзине в Республике Башкортостан»

    От потребительской корзины зависит величина прожиточного минимума, устанавливаемого в регионе. Кроме этого, ее параметры учитываются и при оказании социальной поддержки малоимущим гражданам.
    В новый вариант потребительской корзины включены расходы на услуги учреждений культуры в размере пяти процентов общей величины расходов на услуги. Также изменена структура минимального набора продуктов питания. В частности, снижены объемы потребления хлебных продуктов и картофеля, увеличена норма потребления овощей, сахара, кондитерских изделий, мясо- и рыбопродуктов, молока, яиц, растительного масла. Так, например, по хлебным продуктам, в которые, помимо хлеба, входят макаронные изделия, мука, крупы, бобовые, норма для работающего человека предложена в объеме 136,8 килограмма в год, для пенсионера 107,5, для ребенка - 89. Норма потребления картофеля, соответственно, - 95, 70 и 97,6 килограмма.
    Работающий человек, по новым стандартам корзины, должен потреблять в год 108 килограммов овощей и бахчевых культур, пенсионер - 103, ребенок - 117,6 килограмма. Также на долю детей приходится в два раза больше фруктов - 46,9 килограмма при 23 килограммах для трудоспособного населения и 22 килограммах для пенсионеров. Молоко и молочные продукты определены в расчете на трудоспособного в объеме 210 килограммов, на пенсионера - 190,9, на ребенка - 316кг.
    В непродовольственную часть корзины включены пальто, костюмы, платья, белье, чулочно-носочные изделия, головные уборы, галантерейные изделия, обувь, школьно-письменные товары, постельное белье, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения, предметы первой необходимости, санитарии, лекарства.
    В то же время минимальный набор продуктов питания в потребительской корзине не учитывает различия в рационах питания работников умственного и физического труда, физиологические особенности работников, занятых на тяжелых работах.
    По рекомендациям Всемирной организации здравоохранения  ежедневное потребление фруктов и овощей (не считая картофеля) составляет 400-450 граммов (справочно: по нормативам потребительской корзины 1999 года это потребление не достигает 300 гр./сутки).
    Поэтому представляется принципиально неприемлемым «ориентироваться на сложившуюся структуру питания с учетом фактического потребления продуктов в малоимущих семьях» при формировании продуктового набора минимальной потребительской корзины, как это рекомендуется в действующей Методике.
    В структуре корзины не учтены затраты по обеспечению жилой площадью, хотя вопрос обеспеченности конкретного человека жильем, является основным показателем уровня жизни, а её стоимость ежегодно дорожает не менее чем на 25% и это никаким образом в корзине не учитывается.
    В разделе «услуги» методика не дает ответа, как соотнести норматив отопления, выраженный в гигакалориях с потреблением твердого, жидкого, газообразного топлива при обогреве жилых домов, не имеющих централизованного отопления.
    Норматив потребления тепловой энергии устанавливается не на человека, а на социальную площадь жилого помещения, в котором он обитает.
    В соответствии с Методическими рекомендациями в потребительскую корзину включена социальная норма жилой площади (18 кв.м.), которая услугой не является, а используется в качестве расчетной величины при исчислении платежей, зависящих от общей площади жилья (отопление, техническое обслуживание), а также при определении права на предоставление малоимущим гражданам (семьям) субсидий по этим платежам.
    Так, Федеральный закон «Об основах федеральной жилищной политики» определяет социальную норму общей жилой площади 18 кв.м. на человека вне зависимости от состава семьи. В Федеральной программе «Жилище» и в подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса в 2002-2010гг.» тот же социальный норматив рекомендовано определять с учетом площади типовых проектов квартир и численности проживающих в них (соответственно для одинокого жильца - 33 кв.м., для семьи из 2-х чел. - 42 кв.м., и лишь при численности 3 и более члена семьи -18 кв.м./человека). Отсюда возникает необходимость уточнения конкретного социального норматива общей жилой площади (и по России в целом, и по субъектам Федерации) с учетом доли семей разной численности (2 человека, более 2-х человек) и одиноко проживающих граждан в общей численности семей - владельцев и семей - нанимателей жилья, либо жилых помещений.

Экономический отдел РК
Республиканской организации
Башкортостана Росхимпрофсоюза

 на главную | версия для печати 


    Powered by BESTWEB