На главнуюРеспубликанской организации профсоюза работников химических отраслей промышленности Башкортостана
на главнуюкарта сайтанаписать письмо
 


УралWeb. Регион в Интернете

www.solidarnost.org

www.fnpr.ru


Аутсорсинг набирает обороты

    По мере своего развития многие крупные предприятия со временем обрастают дополнительными подразделениями. Дополнительные подразделения нередко мешают развитию основного бизнеса, поскольку руководство фирмы вынуждено уделять этим службам больше внимания, чем собственно развитию компании. Кроме того, для поддержания на должном уровне функционирования обеспечивающих служб приходится выделять значительную часть бюджета. Но в последнее время наблюдается тенденция, когда компании, в том числе и нефтехимические, заключают контракты на сервисные услуги со сторонними организациями или же выделяют свои дочерние общества. И, что характерно, объемы таких услуг растут, поскольку компании концентрируют свое внимание на профильных видах деятельности, выводя из своего состава второстепенные предприятия (в нефтехимических компаниях это, например, ремонтно-строительные, транспортные организации). Подобные мероприятия по реструктуризации получили название аутсорсинга. Таким образом, под аутсорсингом (outsourcing) понимается  передача функций, входящих в структуру работы компании, какому-либо стороннему или дочернему исполнителю на контрактной основе.
    Наиболее родственными аутсорсингу формами кооперации являются подряд или субподряд, но они, как правило, подразумевают подконтрольное заказчику выполнение подрядчиком какого-либо конкретного объема или вида работ, тогда как при аутсорсинге, в классическом его понимании, в ведении исполнителя предаются те или иные элементы «жизненного цикла» компании - заказчика. По договору аутсорсинга заказчик делегирует исполнителю право владения (контроля) одним или несколькими бизнес-процессами. Ключевым моментом этого определения является передача контроля - именно это условие отличает аутсорсинг от других форм взаимодействия компаний. Что же дает применение аутсорсинга?
    К числу преимуществ, получаемых от аутсорсинга, с позиции заказчика можно отнести снижение себестоимости функций, передаваемых аутсорсеру. Последний, как правило, осуществляет выполнение порученных ему функций дешевле вследствие специализации в узкой предметной области и благодаря эффекту масштаба, достигаемого при выполнении однотипных операций одновременно для множества клиентов. Еще одним позитивным следствием специализации является повышение качества и надежности выполнения переданных на аутсорсинг функций, так как при решении сходных задач компании - аутсорсеры уже накопили большой опыт и могут использовать новейшие технологии и высококвалифицированный персонал. Аутсорсинг дает также возможность привлечь сотрудников заказчика, обслуживавших ранее выполнение делегированной аутсорсеру функции, которые хорошо знают специфику своей компании. Кроме того, чрезвычайно важным, как мы уже говорили, является усиление концентрации внутрикорпоративного внимания на основных целях компании путем делегирования второстепенных функций аутсорсерам, что дает самой компании возможность сфокусироваться на удовлетворении потребностей, клиентов и развитии технологий.
    Концентрация на основных функциях к тому же позволяет проводить оптимальный реинжиниринг, повышая эффективность работы компании постоянным улучшением таких показателей, как стоимость, качество, сервис и временные затраты. Аутсорсинг может позволить компании воспользоваться ресурсами, доступ к которым в противном случае был бы невозможен, например, при расширении географии деятельности фирмы или при создании новой компании.
    Аутсорсинг снижает риски благодаря тому, что аутсорсеры инвестируют средства одновременно в большое количество компаний-клиентов. Компания-заказчик же на развитом рынке аутсорсинга имеет возможность выбрать именно тех аутсорсеров, которые обладают наибольшим опытом в данной области. И, наконец, компания-заказчик может улучшить репутацию и увеличить стоимость брэнда в результате более качественного обслуживания ее клиентов сторонней специализированной компанией.
    Однако нужно учитывать, что при передаче на аутсорсинг сразу нескольких важных функций возникает реальный риск утечки информации и появления нового конкурента, использующего опыт и знания компании, заказывавшей аутсорсинг. Снизить этот риск можно, заказав аутсорсинг различных аспектов бизнеса разным аутсорсерам, хотя это и увеличивает издержки. Кроме того, первостепенное значение имеет нахождение добросовестных партнеров, отлично зарекомендовавших себя на рынке услуг, и грамотное заключение с ними контрактов с фиксацией всех необходимых условий.
    Другой опасностью является потеря контроля над собственными ресурсами, отрыв руководства от части деятельности компании, вследствие чего оно может принимать неадекватные решения. При работе с аутсорсерами может упасть производительность собственных сотрудников, так как они могут расценить аутсорсинг, сопровождающийся передачей части персонала сторонней компании и увольнениями, как измену. Компания в случае неожиданного отказа от услуг аутсорсера или его банкротства, риск которого всегда существует, может столкнуться еще с одной неприятностью - необходимостью срочно искать новых партнеров или начать самостоятельно выполнять функции, ранее бывшие на аутсорсинге, в отсутствие необходимых знаний и опыта из-за длительного пользования услугами чужих специалистов вместо обучения своих.
    Помимо перечисленных недостатков возможно и увеличение издержек при передаче второстепенных функций как расплата за стремление сосредоточиться на основной деятельности и даже снижение качества при недобросовестности аутсорсера. Эти проблемы особенно остро стоят на неразвитых рынках, в условиях недостаточно сильной конкуренции, когда аутсорсер, заключив контракт, будет "накручивать" цены и не очень тщательно следить за качеством выполнения работы, понимая, что клиент не сможет найти другого поставщика услуг, т.е. когда аутсорсер будет фактически монополистом на рынке.
    Таким образом, бизнес сокращает издержки и оптимизирует прибыль. В этих условиях профсоюзам важно не пропустить правила игры, сохранить гарантии оп зарплате, по трудовым отношениям, по социальному пакету в интересах наемных работников. Сокращение социального пакета, а  затем и социальной сферы непременно отразится на проблемах территории, города или района. Опираясь на принципы социального партнерства важно закрепить в коллективном договоре положения о обязательных согласованных действиях работодателя и профсоюза по проведению аутсорсинга, ввести ограничения этого процесса. Территориальные, региональные и другие соглашения должны отвечать на вызовы современной экономики, связанные с дискриминацией наемных работников с целью недопущения “социального демпинга”.

Экономический отдел
РК  РОБ РХП

 на главную | версия для печати 


    Powered by BESTWEB