На главнуюРеспубликанской организации профсоюза работников химических отраслей промышленности Башкортостана
на главнуюкарта сайтанаписать письмо
 


УралWeb. Регион в Интернете

www.solidarnost.org

www.fnpr.ru


Состоялось заседание Генерального Совета ФНПР

    Из доклада Председателя ФНПР Михаила Шмакова на заседании Генерального Совета ФНПР 22 марта 2006 года
    «О действиях профсоюзов за достойную заработную плату в условиях перераспределения полномочий между Федеральным центром и регионами»

    Уважаемые товарищи!
    Практически ежегодно Генеральный Совет возвращается к теме заработной платы, к теме достойного труда, который немыслим без достойной заработной платы. Эта тема одна из самых болезненных и первостепенной важности для наемных работников, для профсоюзов и всегда будет стоять в повестке дня.
    Оценивая политику государства, действия Правительства РФ, всей системы исполнительной и законодательной власти, позицию и поведение работодателей в сфере экономики и социального развития, доходов населения, мы стремились объективно оценить наши требования, исходя из роли заработной платы в развитии экономики, общества, каждой семьи (2001 год). 
    В условиях расширяющейся и затяжной бедности мы прилагали усилия к тому, чтобы привлечь внимание к заработной плате, как основной социальной категории, базовой в борьбе с бедностью (2003 год), мы говорили о зарплате и с точки зрения необходимости развития человеческого капитала (2004 год). 
    Мы неоднократно рассматривали проблемы, связанные с уровнем заработной платы и возможностями ее роста, в различных условиях политического и экономического характера: от времен «сверхмногопартийности» до настоящего времени практического доминирования «Единой России», в периоды катастрофических экономических и финансовых провалов и периоды, пусть недостаточными темпами, но роста экономики, в период дефицита федерального бюджета, чем объяснялась нам крайняя недостаточность расходования бюджетных ресурсов на социальные нужды, и в период «бурного» роста профицита бюджета, но по-прежнему при крайне недостаточном финансировании социальных направлений. 
    Учитывая обстановку в стране, степень влияния внешнего мира на развитие процессов в экономике и обществе, мы стремились выработать с Вами адекватные времени действия в борьбе за достойную заработную плату наших членов профсоюзов.
    Сегодня мы вновь на рубеже перемен, которые серьезным образом будут влиять на положение наемных работников и их семей, на нашу профсоюзную деятельность, в том числе по защите нашего права на достойную заработную плату, достойную жизнь.
    3-4 года тому назад Президент Путин назвал Россию богатой страной бедных людей. Как мы, страна, выглядим сегодня? Стала ли за последние годы богаче страна и ее население? И еще один вопрос беспокоит и на который хотелось бы получить положительный ответ от власть имущих и от предпринимательского корпуса страны.
    В 1996 году своим Указом Президент Страны Борис Ельцин одобрил Государственную стратегию экономической безопасности России, где были поименованы угрозы экономической безопасности России, в том числе социального характера.
    Прошло 10 лет: как обстоят дела, устранили ли угрозы социального характера, которые делали экономику немощной и какой ценой?
    Итак, 2005 год в средних основных показателях социально-экономического развития выглядит вполне успешным: валовой внутренний продукт вырос за год на 6,4%, отмечается рост во всех секторах экономики: в промышленном, сельскохозяйственном производстве, растут объемы грузооборота, услуг транспорта, связи, торговли и т.д. Выросли инвестиции в основной капитал более чем на 10% за год. Выросли реальные денежные доходы населения на 8,8% и реальная заработная плата на 9,7% при росте потребительских цен на 12,7%. Положительная динамика наблюдается и ряда других социальных показателей, характеризующих качество жизни населения в более широком плане, чем только денежные доходы. 
    Однако при несколько более внимательном рассмотрении результатов экономической деятельности в 2005 году становится очевидной крайняя не эффективность методов воздействия власти на экономику и неэффективность самого бизнеса либо, можно предположить, что целевая ориентация наших социальных партнеров не совпадает с интересами большинства населения, в т.ч. работников. 
    Экономика остается в большей степени сырьевой, крайне медленно сокращается число убыточных предприятий, в 2005 году их было 35,6% от общего числа предприятий.
    Эксплуатация природного капитала страны, его невосполнимой составляющей (нефть, газ) медленно трансформируется в другие виды капитала страны: производственный и человеческий. Так, в структуре национального производственного капитала сокращается удельный вес основных фондов (в 1995 г. – 88%, в 2004г.- 72%), прирост основных фондов с 2000 года наблюдается в десятых долях процента (1990 год – 104,9%, 2004 год – на 100,9%,). Кроме того, производственный капитал остается в крайне низком эксплуатационном состоянии: степень износа основных фондов в промышленности составляет более 50%. Человеческий капитал страны значительно сократился количественно и продолжает сокращаться: ежегодно страна теряет 700-800 тыс. человек за счет естественной убыли ( в 2005 году – 770,8 тыс. человек), за счет внешней миграции в 2005 году численность населения приросла на 95,7 тыс. человек, т.е. годовая утрата постоянного населения России была компенсирована всего на 12,4%. Снижается человеческий капитал (его потенциал) не только количественно, но и качественно за счет ухудшения здоровья, в том числе рождающихся детей. 
    Человеческие ресурсы становятся капиталом, когда они работают. При значительном сокращении безработицы все еще около 6 млн. трудоспособных граждан остаются безработными (а, скорее всего, работают в теневой экономике без оформления трудовых отношений, если учесть, что только 1,5-2,0 млн. чел из них приходят в службы занятости в поисках работы). 
    При относительно высоких темпах роста средней заработной платы, да и минимального размера оплаты труда, проблема недостаточности их абсолютного уровня остается не менее актуальной, чем в прошлые годы. 
    Таким образом, можно сделать вывод о том, что 7% человеческого потенциала не включены в систему рационального использования либо используются не с пользой для страны и общества. При этом надо помнить, что среди безработных 32,7% молодых людей (призрак бродит по Европе…).
    Минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый федеральным законом, иными словами, оценка государством значимости труда в стране, сегодня не дотягивается до 30% прожиточного минимума трудоспособного человека. В трехлетней перспективе правительство не намерено обеспечить даже приближение ее к прожиточному минимуму, что является нарушением двух статей Трудового кодекса РФ: в 2008 году предполагается установить минимальную оплату труда в размере 1450 рублей или все тех же 30% от прожиточного минимума. Правительство РФ блокирует законопроект, находящийся в Государственной Думе РФ, по которому предлагается вывести «минималку» на уровень прожиточного минимума в 2008 году. 
    В процессе коллективных переговоров на региональном, отраслевом, первичном уровнях удается расширять действие нормы Трудового кодекса, гласящей, что минимальная оплата труда не может быть ниже прожиточного минимума. Однако, это расширение, зачастую, остается записью в соглашении. 
    К сожалению, реализация соглашений по этой норме обеспечивается в далеко не полной мере. Отраслевые соглашения не распространяются на работников всех организаций, входящих в тот или иной профсоюз, нормы же региональных соглашений до последнего времени были ниже, заложенных в отраслевых соглашениях. 
    Официальная статистика также осуществляет учет по уровню начисленной зарплаты, наименьшей в конкретной организации. Именно по этому показателю оценивается удельный вес работников с заработной платой ниже уровня прожиточного минимума трудоспособного человека, который в 2005 году был равен 22% от числа работающих, на эту «особенность» нашей статистики следует обратить внимание и учитывать при переговорах, особенно помня, что прожиточный минимум не учитывает даже повышение затрат на питание и непредвиденные товары, связанные с трудовой деятельностью. 
    Правительство предполагает, что в 2008 году удельный вес работников с заработной платой ниже прожиточного минимума составит 10%, т.е. сократится вдвое. Встает вопрос: какой потребительской корзиной, и какими ценами пользовались в правительстве при расчетах прожиточного минимума? 
    В ближайшее время будет принят федеральный закон о потребительской корзине прожиточного минимума для трудоспособного населения, пенсионеров, детей, который практически 2 года блокировался Правительством. В соответствии с этим законом прожиточный минимум только за счет структуры потребительских товаров и услуг «подрастет» примерно на 6,6%. В связи с этим членским организациям ФНПР следует приложить усилия к пересмотру размера минимальной оплаты труда в тех соглашениях и колдоговорах, где она прописана не в процентном отношении к прожиточному минимуму, а в абсолютной величине (это в основном в региональных соглашениях).
    В последние 4-5 лет средняя зарплата, ее реальное содержание, росли значительными темпами. Однако мы не можем сегодня оценивать уровень заработной платы в среднем исчислении как достойный. 
    В 2005 году средняя зарплата превысила прожиточный минимум в 2,76 раза. Однако, при таком относительно хорошем цифровом соотношении она по-прежнему не обеспечивает простое воспроизводство рабочей силы даже при условии двух работающих в семье, что особенно важно при довольно сложной демографической ситуации, складывающейся в стране.
    Средняя российская зарплата в 2005 году была, практически, на уровне минимальной зарплаты в таких странах, как Чехия, Венгрия и в 3-4 раза ниже минимальной в таких странах, как Франция, Великобритания, Бельгия.
    Еще раз повторюсь, что все зависит от выбранной точки отсчета: мы должны перейти к новой базе для оценки уровня заработной платы – к минимальному потребительскому бюджету трудоспособного человека с учетом необходимости простого воспроизводства рабочей силы, а если решать вопросы демографии, то с учетом расширенного воспроизводства, а это уже другие цифры.
    Кроме 22% работников, у которых зарплата ниже прожиточного минимума, еще почти 40% работающих имели в 2005 году зарплату ниже средней. Вместо среднего класса мы имеем широкую прослойку работников бедных либо балансирующих на грани бедности. 
    Проводимая политика сдерживания минимальной оплаты труда и абсолютное безразличие (а потому и бездействие) к тенденциям в системах оплаты труда привели к опасной с экономической и социальной точки зрения дифференциации в оплате труда: соотношение средней заработной платы 10% наиболее оплачиваемых и 10% наименее оплачиваемых работников в 2005 году составило 25 раз, такое высокое соотношение предлагается нам сохранять и в 2008 году (20 раз при целевом значении в 10 раз). 
    Правительство не намерено в ближайшей перспективе использовать систему налогов на доходы населения с целью сокращения дифференциации доходов в целом, не желая признать несостоятельность решения о плоской шкале налога на доходы населения. 
    Еще одной из важных проблем, которую необходимо решать более эффективными методами, которая может не повлиять напрямую на уровень зарплаты, но обеспечит рост ресурсов в бюджете на социальные направления и, таким образом, позволит увеличить доходы низкооплачиваемых (низкодоходных) семей, является проблема расширяющейся теневой экономики и теневых трудовых отношений, чему не уделено внимание в среднесрочной программе вовсе.
    Серьезный период реформ в организации труда и заработной платы переживают профсоюзы социальных отраслей, финансируемых из бюджета. Правительство РФ приняло к исполнению указание Президента страны об увеличении реальной заработной платы «бюджетников» в полтора раза (1,5) за 3 года, но стремится отложить его реализацию на последний 2008 год, в текущем 2006 году не предусматривается какое-либо существенное изменение в заработной плате этой категории работников по существу, реально обещается (за исключением намерений по двум особым проектам, но эти изменения коснутся не всех), только нейтрализация годовой инфляции.
    В настоящее время осуществляется работа по разработке отраслевых систем оплаты труда в бюджетной сфере, по внедрению системы новых гарантий в оплате их труда в Трудовой кодекс РФ - работа требующая нашего общего пристального внимания.
    Борьба профсоюзов за достойную заработную плату в ближайшей перспективе будет осуществляться в условиях еще не завершенной административной реформы, реформы в области разграничения полномочий между уровнями государственной власти, реформы федеративных отношений, местного самоуправления, региональных и муниципальных финансов. Межбюджетных отношений в целом.
    Для профсоюзов ощутимым результатом административной реформы стала фактическая утрата Министерства труда и вместе с ним «утрата интереса» к вопросам развития трудовых отношений, организации труда и заработной платы за пределами бюджетных полномочий. А это - реальный сектор экономики, где создается добавленная стоимость, ресурсы устойчивого развития.
    Предложенная система перераспределения ответственности в социальной сфере при недостаточной ее проработанности и оценке степени работоспособности может серьезнейшим образом повлиять не только на уровень жизни населения в различных регионах, но и на рост его дифференциации и отчужденности регионов друг к другу и к федеральному центру.
    Стратегия развития регионов, ее обеспеченность финансовыми ресурсами - не новая тема для региональных структур ФНПР, но выходящая сегодня на первый план и требующая серьезной компетентной работы. Потребуется больше внимания уделять долгосрочным программам развития региона, их обеспеченности реальными источниками финансирования и законодательного подкрепления, особенно, в дотируемых регионах.
    Нам предстоит работать в условиях, когда Правительством РФ принята программа социально-экономического развития России на 2006-2008 годы (программа 2008), в которую внедрены положения 4-х национальных проектов.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке региональных программ социально-экономического развития рекомендовано руководствоваться положениями указанной программы.
    Конечно, намечаемые направления развития общенационального характера и развития отдельных сегментов экономики окажут определенное влияние на развитие всех или отдельных регионов России. Но какое? Смогут ли они преодолеть ту дифференциацию в экономическом развитии, в уровне доходов и качества жизни населения, которые мы имеем в настоящее время. Именно эти региональные различия порождают проблемы общенационального характера: опустошение (обезлюдевание) больших территорий, перенаселенность отдельных городов, в свою очередь и то и другое влияет на демографическую ситуацию, формирование жилищного дефицита, ограничивает возможности развития легального малого предпринимательства, легальной экономики и легальных трудовых отношений.
    Длительное время дифференциация регионов по основным показателям, характеризующим их экономическое развитие и конечную цель – благосостояние населения не сокращалась при абсолютном росте этих показателей по всем регионам, по таким, как ВВП на душу населения, денежные доходы населения, заработная плата работников, обеспеченность жильем, социальными услугами первой необходимости.
    Сегодня мы не располагаем информацией о развитии основных показателей, характеризующих уровень жизни населения до 2008 года в региональном разрезе, но предполагаемые результаты реализации Программы – 2008 не вселяют большого оптимизма, вызывают неудовлетворение, о чем было заявлено Правительству в процессе рассмотрения проекта программы.
    Таким образом, в программе-2008 закладывается сохранение бедности работающего населения и теневой (неформальной) экономики с неформальными отношениями, где должны прокормится 5-6 млн. сограждан и до 10 млн. иностранной рабочей силы, где процветает криминалитет и отсутствуют права человека.
    Разделы сокращения масштабов бедности и развития социальной помощи, а также развития рынка труда и реформирования системы оплаты труда содержат положения, которые «пригодны на все времена», за исключением реформирования системы оплаты труда «бюджетников», с которой правительство не знает, что делать.
    Не сокращая масштабов безработицы национальных кадров, в программе – 2008 четко прописан тезис о том, что «международная миграция специалистов является одним из существенных источников увеличения человеческого капитала… Политика в сфере экономической иммиграции должна обеспечить постоянную иммиграцию…». Нам еще предстоит серьезно оценить, все плюсы и минусы массовой иммиграции рабочей силы, откуда могут быть реальные потоки иммигрантов – специалистов, возможности легального использования иммигрантов с соблюдением по отношению к ним всех трудовых законных прав, степень возможной конкуренции на рынке труда, влияние на уровень заработной платы и т.д., чтобы выработать четкую позицию к проблеме на длительную перспективу. При этом следует учесть опыт европейских стран и позицию МКПС, основанную на изучении проблемы и ее трансформации в течение длительного периода времени в различных странах.
    Итак, вызывают большое сомнение и требуют разъяснения Правительства некоторые конечные результаты программ и еще в большей степени – целевые значения, то есть конечная цель в уровне ряда социальных показателей или, другими словами – долгосрочные цели развития. 
    В соответствии с целевой установкой Правительства удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума (опять не уточняется какого) останется «навсегда» на уровне 8-10%. Но эта проблема в правовом отношении решена уже сегодня! По действующему законодательству душевые семейные доходы должны быть обеспечены на уровне прожиточного минимума через личные доходы и систему социальной поддержки. Не исполняем законы и …. не будем исполнять! И даже о них и не помним! А 10% - это 14 миллионов человек.
    Второй пример. В соответствии с той же целевой установкой сохраняются 20 депрессивных региона, так как в них удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума будет в 1,5 раза и более превышать среднероссийский показатель.
    Правда, обещается за пределами 2008 года покончить с просроченными долгами по заработной плате.
    В данном докладе не ставилась цель анализа предложений Правительства по развитию различных сегментов экономики. Это должно стать обязательной работой отраслевых профсоюзов и темой для консультаций и переговоров с работодателями.
    При этом, полагаю, необходимо обратить внимание на предложения правительства в сфере налогов, а именно:
предполагается снижение ставки налога на добавленную стоимость в ближайшие годы до 13 процентов;
    плоская шкала подоходного налога в среднесрочной перспективе будет сохранена; в ближайшие годы полагается необходимым осуществить постепенное увеличение вычетов на образование и здравоохранение (с доходов населения).
    Такие предложения требуют от профсоюзов скрупулезного учета всех «посягательств» на карман работника, чтобы учесть их при переговорах по уровню заработной платы.
    Итак, сегодня мы находимся на этапе, который характеризуется:
    - ростом экономических показателей в различных секторах экономики, но не их развитием, так как нельзя назвать развитием процесс «проедания» капиталов без создания базы для дальнейшего развития в условиях жесткой конкуренции;
    - ростом неформальной (теневой) экономики с неформальными отношениями, что разрушает правовое государство, дискредитирует власть, скорее - вовлекая власть в «неформальные» (коррупционные) отношения;
    - рост экономики, который практически не работает на осуществление интересов государства и всех членов общества;
    - резкой дифференциацией в развитии регионов, как в экономическом плане, так и по уровню жизни населения и по наличию самого населения;
    - определенным финансовым благополучием на федеральном уровне, которое достигнуто не только за счет роста цен на экспортируемые сырьевые продукты, но за счет накопления долгов перед народом; 
    - переходом правительства к новым методам воздействия на развитие, который предполагает более активную и эффективную деятельность власти самих регионов, в то же время передача ответственности за реальную социальную политику и уровень социального развития в регионы без наличия соответствующей финансовой базы в большинстве из них;
    - наличием принятой программы социально-экономического развития до 2008 года, результатом успешной реализации которой может быть создание определенных точек дальнейшего роста экономики при крайне «скромных» результатах в социальном плане, в уровне жизни населения. 
    Четыре известных социальных проекта, которые являются составной частью Программы – 2008, также при условии их выполнения в большей степени ориентированы на создание материальных предпосылок для будущего. Социальный результат может быть получен через 10 -15 лет (здоровье, образование).
    Основными способами борьбы профсоюзов за достойную заработную плату остаются коллективные переговоры и заключение коллективных договоров и соглашений на различных уровнях и горизонтальных пространствах, а также - совершенствование законодательства на федеральном уровне и, что в современных условиях наиболее важно, региональном уровне.
    Сегодня становится еще более очевидным, что развитие переговорного регулирования трудовых социальных отношений на принципах социального двух и трех стороннего партнерства, является заботой, проблемой и необходимостью профсоюзов. Намерение Правительства Российской Федерации по развитию социального партнерства в Программе -2008 уложились в одной фразе: «изменение законодательства Российской Федерации в части разграничения бюджетных полномочий требует ускоренного решения вопросов развития социального партнерства на уровне субъектов Российской Федерации, создания эффективной системы договорного регулирования социально-трудовых отношений решения проблемы занятости».
    Мы должны архи рационально воспользоваться этим тезисом уже сегодня. Участвуя активно в работе различных возникающих институтов гражданского общества, мы обязаны использовать их возможности для реализации наших задач. Но мы не имеем права умалить важность решения проблем, связанных с трудовыми отношениями, отодвинуть их на периферийные позиции.
    В начале текущего года Исполком ФНПР рассмотрел и дал оценку итогам коллективно-переговорной кампании 2004-2005 годов.
    Анализ переговорного процесса и его результатов свидетельствуют, что далеко не все его возможности нами используются. Более эффективными могут сделать наши переговоры с исполнительной властью на всех уровнях и с работодателями одобренные всеми профсоюзами, членскими организациями ФНПР принципы единой переговорной кампании, которыми сегодня пользуются пока единицы из профессиональных союзов.
    Перемещение ответственности за решение всех социальных проблем в регионы и ярко выраженное влияние экономического положения регионов на уровень заработной платы населения все более негативно воздействуют на принцип равной оплаты за равноценный труд, который заложен в качестве базового в документах МОТ и который признают и стремятся осуществить все профсоюзы – члены МКСП.
    Часто приходится сталкиваться с непониманием этого тезиса в среде профсоюзов и скептическим к нему отношением (не говоря уже о наших партнерах, в том числе работающих с МОТ), что приводит к появлению систем оплаты труда , организации труда и заработной платы в конкретных организациях с признаками нарастающей необоснованной эксплуатации работников, недооценке квалифицированного труда. 
    В недалеком прошлом, к сожалению, была фактически исключена тарифная система оплаты труда из общей системы регулирования заработной платы, вместо ее адаптации к новым условиям. 
    На федеральном уровне мы продолжаем переговоры на эту тему. Задача – более жестко ставить вопрос перед правительством в рамках РТК. 
    В настоящее время, единицы из профессиональных союзов в сфере реальной экономики имеют свою отраслевую политику заработной платы, которая стала составной частью отраслевых соглашений, которая в определенной степени решает тезис МОТ о равной оплате равноценного труда – оплату непосредственного труда определенной профессиональной квалификационной категории, создавая, таким образом, справедливые пропорции в заработной плате и гарантии квалифицированному труду. 
    Предстоит серьезная работа в этом направлении. Именно, отраслевые системы оплаты труда, внедряясь в региональные рынка труда, стимулируют общий рост цены труда на рынке труда. Иначе исчезает необходимость в отраслевых соглашениях. Это – не работа одного дня и года, но ее надо делать.
    Особое место в борьбе за свой и общий уровень зарплаты у профсоюзов бюджетных отраслей, уровень оплаты труда которых необоснованно низок, если оценивать его именно с позиции МОТ, МКСП и с позиции значимости их труда для всех нас. 
    Возрастает роль и ответственность региональных структур профсоюзов «бюджетников», а также – роль всех наших региональных организаций.
    Повторюсь, сегодня ответственный период реформирования оплаты труда в этих профсоюзах и мы не должны проиграть этот процесс.
    Выдвигая требования по уровню заработной платы, мы должны четко представлять себе, чью заработную плату мы защищаем и на каком реальном уровне она находится: почему при сравнительно высоких темпах роста большинство не ощущают улучшений.
    Оценка ситуации в области заработной платы по ее средним статистическим показателям далее просто недопустима.
    Потребуется проведение целого ряда обследований (мониторинга), а именно:
    - мониторинг применяемых систем оплаты труда в конкретных организациях, на его (мониторинга) базе формирование, прежде всего, отраслевых систем наиболее оптимальных с точки зрения их воздействия на удовлетворение интересов как работников, так и бизнеса;
    - мониторинг уровней заработной платы по категориям работников, темпов роста их зарплаты, связь с результатами труда, на базе чего выработать предложения в системы оплаты труда и в механизмы индексации зарплаты, предусмотренной Трудовым кодексом РФ;
    - мониторинг применяемых форм найма (постоянная работа, временная, одноразовая), оценка с точки зрения влияния на уровень заработной платы;
    - мониторинг (в масштабах региона) влияния проводимой реструктуризации предприятий на уровень зарплаты: 
    - мониторинг иммиграции и ее влияния на заработную плату;
    - мониторинг факторов, влияющих на рост потребительских цен, инфляцию, в том числе и заработной платы;
и ряд других.
    Кому-то может показаться предлагаемое невозможным, но без глубокого знания предмета переговоров мы будем проигрывать всегда. Главное, мы должны объединить свои усилия по разработке методологий обследования, включать в обследование интересные для работодателей проблемы, вовлекая их в эту работу, включать эти работы и их финансирование в коллективные договоры и соглашения. Такая исследовательская работа должна стать частью текущей деятельности департаментов Минздравсоцразвития РФ и Федеральных служб, отвечающих за социальное составление политики страны, за эффективное использование трудовых ресурсов и их наличие.
    Сегодня у нас еще есть время подготовиться к организованному проведению переговоров 2006-2007 годов. 
    Год 2006 объявлен МОТ годом борьбы за достойный труд. Самым позорным явлением в трудовых отношениях в России является уровень минимальной оплаты труда ниже физиологического прожиточного минимума, а уровень зарплаты большинства трудящихся – не позволяющий вырваться из бедности.
    Наши общие усилия – на освобождение страны и бизнеса от этого позора!

www.fnpr.org.ru

 на главную | версия для печати 


    Powered by BESTWEB