На главнуюРеспубликанской организации профсоюза работников химических отраслей промышленности Башкортостана
на главнуюкарта сайтанаписать письмо
 


УралWeb. Регион в Интернете

www.solidarnost.org

www.fnpr.ru


Постановление Исполкома ФНПР от 10.09.2009 г. № 5-4 10.09.2009 "О задачах профсоюзов в связи с переходом от единого социального налога на систему страховых взносов"

    Согласно принятым 24 июля 2009 года федеральным законам № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и № 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", с 1 января 2010 года осуществляется переход на страховые принципы финансирования обязательного социального страхования, упраздняется единый социальный налог, вводятся страховые взносы.
    Данные решения подтвердили обоснованность позиции и действий ФНПР, последовательно добивавшейся всеми законными средствами отмены единого социального налога и перевода системы социальной защиты работника на страховые принципы: от включения этих вопросов в генеральные соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации до выставления требований в ходе массовых коллективных акций профсоюзов.
    Новыми законами упразднена регрессивная шкала начисления страховых взносов, введен верхний предел страхования заработка на уровне 415 тысяч рублей в год, свыше которого взносы не взимаются. В результате длительных дискуссий социальных партнеров найдено компромиссное решение  по сохранению тарифа страховых взносов в 2010 году в размерах действующих ставок ЕСН, с января 2011 года страховые взносы устанавливаются в повышенных размерах: в Пенсионный фонд Российской Федерации – 26 процентов, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 2,1 процента, территориальные фонды ОМС – 3,0 процента; в Фонд социального страхования Российской Федерации – без изменений 2,9 процента.
    Распространение льгот по уплате ЕСН на страховые взносы не предусмотрено. Для части плательщиков, имеющих в настоящее время льготы, повышение тарифов взносов будет осуществляться постепенно в 2011- 2014 годах. Выпадающие доходы фондов будут компенсироваться межбюджетными трансфертами из федерального бюджета. Комплекс предлагаемых мер, по мнению разработчиков, позволит обеспечить бездефицитность бюджетов фондов. 
    Изменен порядок администрирования страховых средств. Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование возложен на Пенсионный фонд России и его территориальные органы, взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - на Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы. 
    В целях повышения уровня пенсий с 1 января 2010 года вводится механизм валоризации (переоценки) пенсионных прав пенсионеров, которые формировались в советский период. Это достигается путём увеличения доли расчетного пенсионного капитала на 10 процентов и, сверх того, на один процент за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного    до 1 января 1991 года.
    Устанавливается минимальный уровень материального обеспечения пенсионеров, который согласно принятым законам теперь не может быть меньше прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации. Достигается это совокупностью размера пенсии и мер социальной поддержки, включая доплаты из различных источников, которые не связаны с заработком, размером и продолжительностью уплаты страховых взносов. 
    Признавая важность и необходимость принятых решений по изменению принципов финансирования системы социальной защиты работника, упразднению ЕСН, введению страховых взносов и мер по повышению пенсий и пособий, ФНПР на совещании с руководителями членских организаций отметила, что это лишь первый шаг на пути реформирования обязательного социального страхования. Формируемая система социальной защиты работника не стала в полной мере страховой, что требует продолжения работы профсоюзных организаций по участию в ее настройке и доведению до общепризнанных в мировой практике страховых принципов.
    В новых законах не проработаны вопросы тарифной политики, размера и структуры тарифа страховых взносов, технологии его обсуждения и принятия сторонами социального партнерства, методологии обоснования тарифов по конкретным видам обязательного страхования исходя из актуарных расчетов необходимости обеспечения страховых выплат с учетом рекомендуемых Международной организацией труда норм страхового обеспечения. 
    Коэффициенты замещения заработка при наступлении страховых случаев не установлены в качестве расчетных единиц. Отсутствие в законодательстве взаимосвязи между заработной платой и страховыми выплатами может стать причиной дальнейшего увеличения диспропорций между доходами и расходами бюджетов фондов.  
    Определенный законами верхний предел заработка, с которого взимаются страховые взносы, обозначил начало работы по решению проблем преодоления дефицита бюджетов внебюджетных социальных фондов на выполнение установленных обязательств, необходимость принятия других эффективных мер, включая установление нижнего предела страхования заработка, формирование страховых средств для лиц с неустойчивыми доходами (индивидуальных предпринимателей, работников малого и среднего бизнеса, других отраслей экономики).
    Остались открытыми проблемы финансирования выплаты пенсий лицам, которые по объективным причинам имеют стаж менее общеустановленного, создания профессиональных пенсионных систем для обеспечения досрочных пенсий, законодательного закрепления участия социальных партнеров в определении тарифной политики и управлении внебюджетными социальными фондами. 
    Внесенные в Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» изменения, связанные с исключением из социального страхования выплат нестрахового характера, не стали   предметом предварительного обсуждения сторонами социального партнерства. Из перечня видов страхового обеспечения выведены страхование от безработицы, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей. Тем самым Правительство Российской Федерации в одностороннем порядке лишило наемных работников права на эти виды обеспечения за счет средств социального страхования, пренебрегая не только общепринятыми международными нормами, но и требованиями статьи 55 Конституции Российской Федерации. 
    В связи с переводом финансирования расходов на оздоровление детей на федеральный бюджет Фонд социального страхования Российской Федерации, который нес основную нагрузку в администрировании этого важного для трудящихся вида социальных гарантий, выполнять эти функции не будет. При этом не определены перспективы организации детского оздоровления, механизмы финансирования регионов и хозяйствующих субъектов, нормы обеспечения (определялись постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2008 г. № 148 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2008-2010 годах»), в т.ч. в части компенсации доли стоимости путевок в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря, обладающие наибольшим оздоровительным эффектом.
    В ходе работы над законами в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ФНПР обращала внимание на эти и другие существенные вопросы, требующие дальнейшей проработки и согласования интересов. 
    ФНПР настаивала на сохранении в законодательстве признанного в    мировой практике страхования от риска потери работы. Необходимость его восстановления, как системной задачи, обусловлена значительным ростом числа безработных в России вследствие мирового финансово-экономического кризиса, а также низким уровнем и издержками в обеспечении их социальной защиты.
    При содействии межфракционной депутатской группы «Солидарность» удалось добиться снятия ряда положений, дискриминационных по отношению к работающим гражданам: не приняты предложения разработчиков по введению принципа «социальная солидарность страхователей и застрахованных лиц», установлению ответственности последних за выполнение мер по профилактике заболеваний и права Фонда социального страхования Российской Федерации взыскивать с застрахованных лиц причиненный ущерб.
    Исходя из анализа вопросов перехода от единого социального налога на систему страховых взносов и необходимости дальнейшего реформирования системы обязательного социального страхования, Исполнительный комитет ФНПР постановляет:
    1. Считать одной из важнейших задач ФНПР, членских организаций продолжение работы по реформированию обязательного социального страхования на страховых принципах, восстановление влияния профсоюзов в системе социального страхования. В этих целях:
    анализировать и выявлять нерешенные проблемы социальной защиты работника, направлять в органы законодательной и исполнительной власти предложения по формированию нормативной правовой базы и тарифной   политики обязательного социального страхования, механизмов и порядка принятия сторонами социального партнерства тарифов страховых взносов по конкретным видам социального страхования, разработке законов об обязательном страховании от безработицы, организации санаторно-курортного лечения и оздоровления работников и членов их семей;
    инициировать обсуждение в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений вопросов финансирования и администрирования отдельных видов социальной защиты работника;
    вносить предложения по повышению эффективности системы управления конкретными видами обязательного социального страхования, обеспечению паритетного участия социальных партнеров в управлении и контроле за расходованием страховых средств; 
    добиваться ратификации в полном объеме Европейской социальной хартии, Конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», замещения утраченного заработка работника на уровне не ниже норм, определенных конвенциями и рекомендациями Международной организации труда;
    в целях реализации права работников на страховое обеспечение формировать совместно со страховщиками на предприятиях и в организациях комиссии по социальному страхованию с участием представителей страхователя и застрахованных лиц; разрабатывать и утверждать положение о комиссии по социальному страхованию; продолжить работу по повышению эффективности работы комиссий по пенсионным вопросам при профкомах;
    определить меры по обеспечению профсоюзного контроля за своевременностью и полнотой уплаты страхователем взносов во внебюджетные социальные фонды, в т.ч. через систему коллективных договоров, соглашений со страховщиками.
    2. Рекомендовать членским организациям ФНПР: 
    организовывать обучение профсоюзного актива, разъяснять задачи и действия ФНПР в сфере реформирования обязательного социального страхования, проводить консультации, оказывать юридическую помощь членам профсоюзов по защите их социальных прав, использовать в этих целях средства массовой информации;
    вырабатывать и отстаивать обоснованные требования по реализации прав членов профсоюзов на страховое обеспечение через систему социального партнерства, участие представителей профсоюзов в переговорных процессах с работодателями, органами законодательной и исполнительной власти;
    установить контроль за безусловной реализацией права работников на страховое обеспечение независимо от финансового положения страховщика и выполнения работодателем обязанности уплаты страховых взносов; 
    вносить предложения по разработке концепции организации работы по оздоровлению трудящихся и заключению соответствующих соглашений, в том числе использованию сети санаториев-профилакториев, учреждений санаторно-курортного лечения и отдыха, детского оздоровления. 
    3.   Департаменту социального развития Аппарата ФНПР:
    продолжить работу по изучению ситуации в сфере реформирования обязательного социального страхования, обобщать и направлять в федеральные органы законодательной и исполнительной власти предложения членских организаций ФНПР по дальнейшему законодательному формированию системы социальной защиты работника на страховых принципах; 
    разрабатывать рекомендации и оказывать практическую помощь членским организациям ФНПР в проведении с руководителями и специалистами профсоюзных организаций совещаний, семинаров, "круглых столов" по вопросам реформирования обязательного социального страхования, проводить работу по разъяснению профсоюзным работникам целей, задач,  позиции и действий ФНПР в этой сфере.
    4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя ФНПР Кришталя Д.М.

 на главную | версия для печати 


    Powered by BESTWEB