На главнуюРеспубликанской организации профсоюза работников химических отраслей промышленности Башкортостана
на главнуюкарта сайтанаписать письмо
 


УралWeb. Регион в Интернете

www.solidarnost.org

www.fnpr.ru


Постановление Исполкома ФНПР № 2-3 от 24.05.2006 г. «О действиях профсоюзов по защите интересов работников в условиях реструктуризации предприятий»

    В последние годы в России активно проходят процессы реструктуризации предприятий. Реструктуризация – это объективный процесс, и он, в основном, положительно влияет на экономическую ситуацию.
    Реализуя программу реструктуризации, предприятие формирует внутреннюю среду в соответствии с требованиями рынка, что создает в условиях конкуренции и отсутствия режима благоприятствования со стороны государства ряд преимуществ: способность быстро и адекватно реагировать на рыночную ситуацию; возможность эффективнее использовать хозяйственный комплекс; перераспределение средств на выпуск продукции с улучшенными свойствами или новых видов продукции; достижение высокой конкурентоспособности продукции, упрочение позиций на рынках сбыта и завоевание новых ниш, создание новых эффективных рабочих мест и т. д. 
    Вместе с тем, в процессе реструктуризации предприятий неизбежна ликвидация значительной части неэффективных рабочих мест, изменение структуры занятых на производстве, что вызывает высвобождение определенной части работников и необходимость принятия профсоюзами действенных и оперативных мер по содействию занятости и сохранению профсоюзного членства.
    Во многих случаях крупные и средние предприятия в результате реструктуризации разделяются на несколько фирм, работодатели которых часто не заинтересованы в создании новых профсоюзных организаций, а во многих случаях принимают меры по недопущению их формирования.
    Нередко собственники скрывают финансовое положение и цели реструктуризации. В связи с концентрацией основного пакета акций у одного собственника представителям профсоюзов не всегда доступна информация о намерениях собственника в отношении дальнейшей судьбы трудового коллектива, так как они не участвуют в заседаниях советов директоров, собраниях акционеров, которые проводятся по месту нахождения собственников в других регионах России и за рубежом.
    Имея долги по зарплате, налогам в бюджеты и внебюджетные фонды, собственники создают новые структуры, инициируют банкротство и не несут ответственности за финансовое положение предприятий. 
    Прокуратура Российской Федерации и Федеральная инспекция труда не оперативно реагируют на нарушения трудового законодательства при реструктуризации предприятий. 
    Исполнительный комитет ФНПР обращает внимание членских организаций на то, что за последние пять лет под влиянием этих преобразований численность работающих на крупных и средних предприятиях, которая является основной базой для профсоюзного членства, сократилась на 4,2 млн. человек. 
    Проводимая реструктуризация предприятий вызвала необходимость принятия профсоюзами на всех уровнях активных мер по содействию в трудоустройстве высвобождаемых работников, их правовой защите в условиях существенных изменений условий труда, активизации переговорного процесса с работодателями.
    Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005-2007 годы предусмотрено: 
    обеспечить бюджетное финансирование реализации мероприятий по проведению активной политики занятости населения в Российской Федерации, уделив особое внимание реструктурируемым отраслям экономики и регионам с напряженной ситуацией на рынке труда; 
    осуществлять разработку и реализацию работодателями социальных планов в организациях реструктурируемых отраслей экономики с участием службы занятости. 
    Реализуя данные положения Соглашения Роструд разработал проект Методики социально-ответственного реструктурирования предприятий (см. сайт ФНПР, раздел «Социально-трудовые отношения»). 
    Определенные нормы по защите работников в условиях реструктуризации предусмотрены отраслевыми и региональными соглашениями. При участии профсоюзов во всех субъектах России реализовываются территориальные программы содействия занятости населения. В 2003 – 2005 годах были реализованы 24 федеральные отраслевые целевые программы содействия занятости. Указанные программы были направлены на создание и сохранение рабочих мест, организацию обучения и переобучения кадров, повышение квалификации и переподготовку высвобождаемых работников, смягчение негативных последствий сокращения рабочих мест, решение вопросов сохранения и перевода их в эффективно действующие.
    Общероссийскими профсоюзами (профсоюз машиностроителей, профсоюз трудящихся авиационной промышленности) разработаны и используются в практической работе методические рекомендации по организации защиты прав работников и актива профсоюзов в процессе реструктуризации предприятий. 
    Приоритетными социальные аспекты стали при проведении реструктуризации предприятий горно-металлургического комплекса. В ходе масштабной реорганизации Кузнецкого металлургического комбината численность работающих сократилась с 34 тысяч до 6 тысяч человек. При этом ни один из высвобожденных работников не остался без внимания горно-металлургического профсоюза России.
    Исполнительный комитет ФНПР постановляет:
    1. Принять к сведению информацию Отдела социально-трудовых отношений Аппарата ФНПР «О действиях профсоюзов по защите интересов работников в условиях реструктуризации предприятий» (прилагается).
    2. Руководству ФНПР:
    добиваться полного выполнения положений Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005 – 2007 годы, в том числе относящихся к экономической политике, развитию рынка труда и содействию занятости населения;
    обобщить замечания и предложения членских организаций ФНПР по проекту Методики социально-ответственного реструктурирования предприятий, разработанной Рострудом, и внести их на рассмотрение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально трудовых отношений;
    строго отстаивать права профсоюзов, предусмотренные статьей 82 Трудового кодекса Российской Федерации; 
    3. Членским организациям ФНПР:
провести совместно с органами исполнительной власти и объединениями работодателей оценку проводимой реструктуризации предприятий с точки зрения соблюдения интересов работников;
    в рамках двух – трехсторонних комиссий определить перечни предприятий, где проходит или предполагается реструктуризация; 
    настаивать на формировании конкретных локальных программ по проведению социально-ответственного реструктурирования предприятий. В случае деления юридического лица на ряд новых юридических лиц настаивать на сохранении уровня заработной платы и социальных гарантий, предусмотренных действующим на момент реструктуризации коллективным договором;
    обеспечить строгое исполнение статьи 58 Трудового кодекса Российской Федерации – не допускать заключения срочных договоров при приеме работников на работы, носящие постоянный характер;
    оказывать необходимую помощь первичным профсоюзным организациям при ведении переговоров с работодателями по вопросам реструктуризации, рекомендуя им:
    при необходимости инициировать начало переговоров по принятию новых соглашений и коллективных договоров, добиваясь внесения в них пункта о предварительном, не менее чем за три месяца, информировании работодателем или его правопреемником выборного профсоюзного органа организации о предполагаемой реструктуризации, проведении с ним консультации по данному вопросу и принятии окончательного решения с учетом мнения выборного профсоюзного органа организации;
    запрашивать информацию о финансовом положении предприятий. В случае отказа работодателя от предоставления информации или получения от него неполной информации и (или) вызывающей сомнения, а также в случае неразрешенных разногласий принимать следующие меры: обращаться в комиссию по трудовым спорам, прокуратуру, государственную инспекцию труда и государственную службу занятости населения; представлять интересы профсоюза или работника в суде, предъявив исковое заявление, обосновав правомочность требований; 
    при реструктуризации с созданием новых юридических лиц добиваться в каждой вновь образованной организации создания отдельной первичной профсоюзной организации. 
    4. Академии труда и социальных отношений совместно с Организационным отделом Аппарата ФНПР обобщить практику работы профсоюзов по сохранению профсоюзного членства в условиях реструктуризации и на ее основе подготовить соответствующие рекомендации.

 на главную | версия для печати 


    Powered by BESTWEB