На главнуюРеспубликанской организации профсоюза работников химических отраслей промышленности Башкортостана
на главнуюкарта сайтанаписать письмо
 


УралWeb. Регион в Интернете

www.solidarnost.org

www.fnpr.ru


Спорт и молодежь

    Министерством экономического развития и торговли РФ подготовлен проект концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ (до 2020 года), целью которого является определение путей и способов обеспечения роста благосостояния граждан, и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе.
    Указаны главные ориентиры развития страны до 2020 года. Это - построение общества, которое задаёт высокие стандарты качества жизни, предоставляет всем равные возможности для реализации талантов и умений. Это - развитие экономики инновационного типа и формирование широкого среднего класса. Это - программа социального развития России, в центре которой развитие человека как основная цель и необходимое условие прогресса современного общества. Решающее значение в проекте справедливо отводится развитию человеческого капитала.
     Вместе с тем перечисленные выше достоинства обесцениваются и теряют  практический смысл из-за целого ряда принципиальных недостатков.
    Труд занимает центральное место в жизни людей, поэтому трудовые отношения должны являться одним из основных стержней политики любого государства, которое претендует на достойное место в мире.
     Сегодня самое неприемлемое - это то, что многие работают и получают зарплату, которая не позволяет им достойно жить, нормально питаться, решать свои жизненные вопросы, в широком смысле слова - развиваться. Могут ли эти люди вывести экономику государства на качественно новый уровень? Без значительного повышения заработной платы, включая высокий уровень минимальных гарантий оплаты труда, невозможно осуществить никакой экономический прорыв. Задачей номер один должно быть радикальное повышение уровня доходов большинства населения, и прежде всего зарплаты. Почему-то уровень заработной платы к 2020 году планируются в иностранной валюте (в долл. США - 2700). В разделе, посвященном итогам предыдущего развития, авторы констатируют «преодоление тенденций социальной конфронтации» в обществе, наблюдавшихся в 90-е гг. Этому прямо противоречит неуклонное увеличение дифференциации в доходах населения, которое достигло неприемлемо высокого уровня, а также рост межрегиональных различий в уровне жизни, неудовлетворительное положение инвалидов и ряд других фактов.
    Да, зарплата в среднем повысилась, хотя и неравномерно: богатые стали еще богаче, положение бедных чуть улучшилось (особенно в первые пять-шесть лет текущего десятилетия). Но в последние два года, к сожалению, на авансцену вышла инфляция. Официальные цифры инфляции известны: 2006 г. - 9%, 2007 г. -12%. Но если мы возьмем корзину, по которой живет фактически половина страны (пенсионеры, бюджетники, люди с низкими зарплатами), то в ней, как вы понимаете, оказывается совершенно иной набор "компонентов". По оценкам экспертов, с которой согласен даже министр финансов, для них инфляция была раза в 1,5-2 выше, потому что быстрее всего растут цены на услуги ЖКХ, продукты питания, проезд в общественном транспорте, то есть на то, что в первую очередь потребляется обществом.
    За 2006-2007 гг. в номинальном исчислении пенсии выросли в 1,5 раза. Вроде бы хорошо! Но если принять во внимание инфляцию, то напрашивается настораживающий вывод, что за два последних года пенсии реально не выросли, несмотря на индексации, в том числе внеочередные. Как предполагается, средняя пенсия в 2020 г. составит 30% от средней заработной платы, но требование МОТ-40% от утраченного заработка. На пенсии будет расходоваться около 13% прогнозируемого ВВП против 5% сейчас. Такое радикальное увеличение не объяснено с точки зрения финансовых источников: повышение ЕСН , обеление зарплат, или развитие программ дополнительного добровольного участия в пенсионном страховании?
    Зарплата в бюджетной сфере, как была 2/3 от средней зарплаты по стране, так и продолжает оставаться, хотя прибавки получили участковые врачи, учителя . Углубляется разрыв в возможностях представителей разных социальных групп. Те, у кого есть деньги (а это треть населения), могут иметь качественное медицинское обслуживание, отдать своих детей в нормальную школу (потому что платят). В результате получаем противоположные жизненные траектории: если ребенок родился в благополучной семье, у него заведомо больше шансов добиться успеха в жизни, нежели у ребенка из бедной семьи (который не пойдет в хорошую школу, к хорошему врачу - ведь у его родителей нет денег).
    Важно понять, что средний класс - результат движения, а не цель. Причем результат действительно изменений в социальной, экономической и политической сферах. Конечно, это - и другой уровень доходов и их распределения, и совершенно иное поведение на рынке пользования кредитными и ипотечными схемами, совершенно иное качество правовой защищенности, диверсифицированная инновационная экономика и, наконец, полноценная общественная и политическая жизнь. Только при этих условиях у нас появится мощный средний класс, доля которого превысит половину населения страны. 
    Возьмем здравоохранение: доля государственных расходов на него в ВВП - 3,5%. В Концепции МЭРТ заявлено, что к 2020 г. уровень финансирования отрасли повысится до 6,5-7%, из них 2-2,5% - за счет граждан. Значит, госрасходы максимально составят 4,5%. Этот показатель в западноевропейских странах - 6-8%. Оценки показывают: и наша программа госгарантий в здравоохранении должна "стоить" не менее 7% российского ВВП, чтобы хотя бы получить шанс переломить негативные тенденции в состоянии здоровья нации и надежду на стабильный рост средней продолжительности жизни.
    Стоило бы подумать о введении государственного софинансирования для работников по аналогии с такой же программой в сфере пенсионного обеспечения. Цель - сделать добровольную страховку неотъемлемым атрибутом жизни .
    К 2020 г., как предполагается в стратегии, на образование будет идти за счет государственных и частных источников 5,5-6% ВВП, при том что в настоящее время госрасходы составляют 4,6% ВВП. То есть рост будет обеспечиваться в основном за счет средств бизнеса и населения. Недостаточные государственные инвестиции в образование ставят под сомнение инновационное будущее страны.
    Очевидные пробелы обнаруживаются и в частях концепции, посвященных решению демографических вопросов. Так, к 2020 г. смертность от болезней системы кровообращения предполагается снизить с нынешних 860 случаев на 100 000 человек до 600. При этом необходимо отметить, что еще в 1990-х гг. этот показатель составлял в развитых странах 180-220 случаев. Как можно при таких планах заявлять, что уже к 2020 г. средняя продолжительность жизни в России достигнет 75 лет?
     В стратегии заявлено, что масштабы бедности в стране будут снижены до уровня развитых стран. Но необходимо напомнить, что используемая в России «черта бедности» - прожиточный минимум - была введена в начале 1992 г. только на период экономического кризиса. Сейчас ниже этой черты проживают 15% россиян. В странах Европейского союза применяется другой подход к определению бедности: в эту зону попадают те, у кого доходы ниже 50% среднего уровня по стране. Если применить этот подход к России, то у нас малообеспеченных не менее 40% населения. В Концепции необходимо предусмотреть программы и меры поддержки строительства доступного жилого фонда, принятие стратегии массового жилищного строительства, которая должна предусматривать разнообразные формы государственной поддержки жилищного строительства, включая непосредственное бюджетное финансирование строительства объектов инженерной инфраструктуры и социального жилья. Необходимо конкретизировать объемы финансирования строительства социального жилья по заказу государства. Назрел вопрос создания условий для строительства арендного жилья, т.е. надо ставить задачу строительства муниципального фонда некоммерческого использования, который заполнил бы нишу между социальным и коммерческим жильем.
    В Концепции должен быть отражён новый подход к политике занятости, рассматривающий занятость как всеохватывающую цель макроэкономической  политики. Государство должно добиваться формирования комплексных программ социально - экономического развития субъектов Российской Федерации, ориентированных на обеспечение полной и эффективной занятости, удовлетворяющей законное право работника на достойную заработную плату и условия труда.
    Решение задач по развитию системы обязательного социального страхования и разработки необходимой законодательной базы должно стать одним из приоритетных направлений Концепции, в ней должна быть также отражена задача по восстановлению обязательного социального страхования занятости.
 Необходимо более широкое привлечение профсоюзов к деятельности общественных советов при федеральных министерствах и ведомствах, расширение и активизация конструктивного диалога профсоюзов и органов власти на базе объективной заинтересованности в совместной работе над экономическими реформами в стране, чтобы не повторялась «работа над ошибками» и потом в 2020 году не искать виноватых.

 на главную | версия для печати 


    Powered by BESTWEB