На главнуюРеспубликанской организации профсоюза работников химических отраслей промышленности Башкортостана
на главнуюкарта сайтанаписать письмо
 


УралWeb. Регион в Интернете

www.solidarnost.org

www.fnpr.ru


В отдел правовой защиты РОБ Росхимпрофсоюза с вопросами из различных областей права обращаются работники - члены профсоюза организаций отрасли. Рассмотрим некоторые из них

    1. Вопрос  о порядке оплаты больничного при расторжении трудового договора с внутренним совместителем.

    Письмом Фонда социального страхования РФ от  14 мая 2009 г. N 02-13/07-3733 "Об оплате больничного при расторжении трудового договора с внутренним совместителем" разъяснено, что вопросы назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности застрахованным лицам регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее Закон) и Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию (далее Положение), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375.  На основании ст. 13 Закона назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляется работодателем по месту работы застрахованного лица. В случае работы у нескольких работодателей пособия назначаются и выплачиваются каждым работодателем. В заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются  все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (ст. 14 Закона и п. 2 Положения). Средний заработок для расчета пособия по временной нетрудоспособности определяется за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам. При этом расчетный период может быть и менее 12 календарных месяцев. Для включения той или иной выплаты в заработок при исчислении пособий по временной нетрудоспособности необходимы два условия: 1) выплата должна быть предусмотрена системой оплаты труда; 2) выплата должна учитываться при определении налоговой базы по ЕСН, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации.  При этом решение вопроса об отнесении к выплатам, предусмотренным системой оплаты труда, осуществляется в соответствии с нормами трудового законодательства. Возможность работы на условиях совместительства установлена статьей 284 Трудового кодекса Российской Федерации. При этом при работе на условиях внутреннего совместительства застрахованное лицо работает у одного и того же работодателя. В связи с этим,  в случае заболевания средний заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности должен определяться исходя из заработка, полученного у данного работодателя. Период работы на условии внутреннего совместительства для расчета пособия значения не имеет (может меньше расчетного периода или более), поскольку учитываются только выплаты, начисленные в расчетном периоде. Таким образом, в указанном Вами в обращении случае в составе заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности в обязательном порядке должен быть учтен заработок, полученный у данного работодателя в расчетном периоде не только за работу по основной работе, но и за период, совпавший с ним, за работу на условии внутреннего совместительства.

    2. Какими документами подтверждается оплата времени простоя, если простой произошел по вине работодателя?

    В соответствии со ст. 157 ТК РФ время простоя  работника по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника. ТК РФ не содержит обязательных требований к содержанию оформляемой при простое документации. Чтобы правильно оформить простой по вине  работодателя, прежде всего,  необходимо зафиксировать документально факт простоя.
Для этого на предприятии разрабатывается листок учета простоя, составляется акт о простое либо разрабатывается иной аналогичный первичный документ. Законодательно установленной формы такого документа нет. Такую форму работодатель должен утвердить самостоятельно и ввести соответствующим приказом по организации. В этих документах указывается время начала, окончания и длительности простоя, причины и виновники его возникновения.
    Первичные учетные документы разрабатываются с учетом требований, которые предъявляются к ним п.2.ст.9 федерального закона от 21.11.1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». 
    Приказ о простое издается на основании акта или листка учета простоя. 
    Приказ о простое должен содержать указание на причину простоя (в том числе на то, по чьей вине начинается простой), дату начала простоя (и,  по возможности,  дату окончания), порядок работы работников в период простоя и порядок оплаты. Время и причины простоя отражаются в табеле учета рабочего времени. Зафиксировать простой по вине работодателя нужно в таком табеле. В эти дни ставят код «РП» или «31» Под кодом нужно указать в продолжительность времени простоя. На основании приказа, а также табеля учета рабочего времени бухгалтерия организации начисляет работникам оплату времени простоя. 
    На сегодняшний день, многие работодатели, объявляя простой, ссылаются на финансовый кризис, проблемы реализации продукции и так далее и оплачивают работникам  заработную плату, исходя из  2/3 тарифной ставки, что неверно, не соответствует  ст. 157 ТК РФ и является причиной  обращения работников  за защитой своих социально- трудовых прав и законных интересов в Республиканскую организацию Башкортостана Росхимпрофсоюза и в Государственную инспекцию труда в Республике Башкортостан. Работодателю необходимо помнить, что согласно ч.2 ст. 157 ТК РФ в размере не менее двух третей тарифной ставки оплачивается время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и  работника. К причинам, не зависящим от работодателя и работника относятся стихийные бедствия, аварии и т.п., то есть обстоятельства непредвиденного характера, иные неустранимые обстоятельства. Проблемы реализации продукции, финансовый кризис не относятся  к указанным выше  обстоятельствам и ТК РФ не содержит ссылки на эти факторы.  В связи с чем,  в настоящее время в ряде организаций отрасли   имеет место вмешательство РОБ Росхимпрофсоюза и ГИТ в РФ в защиту социально- трудовых прав и законных интересов работников при объявлении  работодателем  простоя  и неправомерной оплаты.  Права работников восстанавливаются, оплата  времени простоя по вине работодателя  производится в соответствии с ТК РФ - в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.

    3. Будут ли для меня какие-либо пени, если я своевременно не получу из налоговой инспекции извещение об уплате транспортного налога и соответственно вовремя его не заплачу?

    В данном случае беспокоиться не стоит. Транспортный налог надо платить  только после того, когда Вы получите из налоговой инспекции соответствующее извещение. В ст. 44 Налогового кодекса РФ сказано, что платить конкретный налог надо только тогда, когда возникают установленные законом обстоятельства, предусматривающие уплату этого налога. Статья 363 НК РФ устанавливает, что граждане уплачивают  транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Так что пока такого уведомления гражданин не получит, платить налог он не обязан.

    4. Слышала, что если оплачиваешь  ребенку детский садик, то можно получить социальный налоговый вычет. В налоговой инспекции мне отказали в вычете, объяснив, что вычет можно получить только в том случае, если счет, выставляемый  детским садиком, детализированный. Из него можно непосредственно понять, сколько денег ушло на непосредственное образование ребенка, а  сколько на все остальное- содержание, питание и так далее. Права ли налоговая инспекция?

    Данный ответ основывается на позиции Федеральной налоговой службы, изложенной в Письме от 09.02.2009 года № 3-5-03/124@. В этом   письме разъяснен порядок предоставления социального налогового вычета в суммах, уплаченных за обучение ребенка в детском саду.
    Отвечая на запрос конкретного налогоплательщика, Федеральная налоговая  служба РФ отметила, что в случае, если договором с дошкольным учреждением предусмотрены условия пребывания ребенка в группе дошкольного воспитания, которые включают в себя не только предоставление услуг учителя английского языка, но также и обеспечение охраны жизни ребенка, сбалансированного питания, медицинского наблюдения и так далее, и  при этом установлена плата в целом за содержание ребенка в детском саду без выделения стоимости предоставляемых образовательных услуг, при определении размера социального вычета стоимость содержания ребенка в детском саду не учитывается. 
    Следует отметить, что разъяснения по вопросам применения налогового законодательства может давать только Минфин РФ. Федеральная налоговая служба такими полномочиями не обладает.  Поэтому её письма не являются обязательными для исполнения. Кроме того, если в письме содержится ответ на частный  вопрос, для других налогоплательщиков такое письмо не имеет силы.
    Вместе с тем необходимо учитывать, что  сотрудники инспекции в такие тонкости вряд ли будут вдаваться. Поэтому, скорее всего, ради экономии бюджетных средств они будут использовать содержащиеся в письме разъяснения во всех схожих ситуациях.
    Кроме того, приходится констатировать, что сам по себе вопрос является спорным. В подпункте 2 пункта 1 ст. 219 НК РФ говорится о том, что вычеты предоставляются в суммах, потраченных на  свое обучение и обучение детей. То есть речь идет все- таки об оплате обучения, а не содержания детей в детских учреждениях. Поэтому, если для кого-то данный вопрос является принципиальным, можно посоветовать обращаться в суд. Но в настоящее время судебная практика по данному вопросу  не сложилась. 
    Напоминаем, что компенсация платы за содержание ребенка в детском саду с 1 января 2009 г. освобождена от НДФЛ. Федеральный закон от 28.04.2009 N 67-ФЗ "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" В ст. 217 НК РФ содержится перечень доходов, которые освобождаются от НДФЛ. Федеральным законом от 28.04.2009 N 67-ФЗ этот список был дополнен еще одним видом компенсации: от налогообложения освобождается компенсация части родительской платы, вносимой за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении (детском саду, прогимназии и пр.). Причем такая компенсация не облагается НДФЛ как у родителей ребенка, так и у его законных представителей. Напомним, что в силу ст. 52.2 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" плата за содержание ребенка в указанных учреждениях компенсируется родителям в размере 20 процентов за первого ребенка, 50 процентов - за второго и 70 процентов - за третьего и последующих детей. Так как рассматриваемый Закон улучшает положение налогоплательщика, он может иметь обратную силу. В п. 2 ст. 2 самого Закона указано, что его положения распространяются на отношения, возникшие с 1 января текущего года.

 на главную | версия для печати 


    Powered by BESTWEB