На главнуюРеспубликанской организации профсоюза работников химических отраслей промышленности Башкортостана
на главнуюкарта сайтанаписать письмо
 


УралWeb. Регион в Интернете

www.solidarnost.org

www.fnpr.ru


Комиссия слушает дело

    Комиссия по трудовым спорам собралась разбирать конфликт между работником и работодателем. С чего начинать рассмотрение дела? 
    В Трудовом кодексе РФ не предусмотрено право работника заявлять отвод членам комиссии. Это обусловлено, во-первых, тем, что заявление отвода — это право участников судебного процесса, предусмотренное правилами гражданского процессуального законодательства. Во-вторых, нормами Трудового кодекса не урегулированы вопросы, которые могут возникнуть в связи с отводом. И в-третьих, представляется нелогичным заявлять отвод как представителям работников, избранным на общем собрании (конференции), так и представителям работодателя, назначенным соответствующим приказом или распоряжением.
    Кроме того, разрешение отвода членам комиссии может повлечь за собой разногласия, порядок урегулирования которых не регламентирован законодательством. В связи с этим представляется нецелесообразным порядок проведения заседаний КТС "копировать" с судебного процесса. Хотя у юристов есть и иная точка зрения.
    На мой взгляд, правильнее не рассматривать заявление об отводе члену или членам комиссии и разъяснять, что нормами трудового законодательства такая процедура не предусмотрена.
    После установочной части заседания комиссия по трудовым спорам переходит к следующему этапу — этапу разрешения индивидуального трудового спора по существу. Можно рекомендовать, чтобы о требованиях работника, а также о существе спора доложил председательствующий, одновременно сообщив о том, какие документы по делу собраны.
    После этого следовало бы выслушать требования самого работника, его доводы, соображения и возражения (аргументы) представителя работодателя, поэтому после того, как дело будет доложено, работник и представитель работодателя, присутствующие на заседании, должны дать свои пояснения по существу. Очередность изложения доводов сторонами, дачи ими объяснений по существу спора определяет председательствующий.
    В ходе рассмотрения заявления членам комиссии целесообразно предоставить право задавать вопросы работнику (его представителю) и представителю работодателя. Таким же правом наделены работник и представитель работодателя. Кроме того, работнику и представителю работодателя целесообразно предоставить право возражать против доводов и соображений, излагаемых противной стороной. Важно вести процесс таким образом, чтобы работник и представитель работодателя не мешали друг другу излагать обстоятельства дела, а наоборот, помогали выяснять существо спора. Для этого очередность задавать вопросы и возражать против доводов сторон должен определять председательствующий, который проводит заседание КТС.
    После объяснений, полученных от работника (его представителя) и представителя работодателя, целесообразно заслушать объяснения свидетелей, мнения специалистов, приглашенных на заседание КТС.
    Работник (его представитель) и представитель работодателя вправе с согласия председательствующего задавать вопросы, давать свои пояснения по поводу мнений сторон, показаний свидетелей. Председательствующий определяет только очередность участия работника (его представителя), представителя работодателя, свидетелей, специалистов.
    Вопросы лицам, вызванным и приглашенным в качестве свидетелей и специалистов, вправе задавать члены КТС и стороны спора. Сведения, полученные от свидетелей и специалистов, комиссия оценивает по своему усмотрению. Однако вернее всего рассматривать спор по существу, основываясь в основном на имеющихся письменных доказательствах. Ведь КТС не вправе предупреждать свидетелей об ответственности за дачу ложных показаний.
    После этого следует перейти к изучению письменных материалов дела. Помимо членов КТС, изучать письменные материалы имеют право также работник (его представитель) и представитель работодателя. Они вправе задавать вопросы по существу положений, содержащихся в письменных материалах дела, давать по ним соответствующие пояснения, возражать против тех или иных доводов, изложенных участниками процесса.
    В соответствии с ч. 6 ст. 387 ТК РФ на каждом заседании комиссии по трудовым спорам ведется протокол, который подписывается председателем или его заместителем и заверяется печатью.
    Требования к форме протокола Трудовым кодексом РФ не установлены. Несмотря на это, в протоколе должен быть отражен весь ход проводимого заседания. В нем излагаются доводы и соображения сторон спора, показания свидетелей, мнения специалистов. Кроме того, в протоколе должны быть следующие сведения:
    — дата проведения заседания;
    — список избранных и присутствующих членов комиссии с указанием представительского характера состава КТС (число от работников и от работодателей с указанием фамилий, должностей, профессий или специальностей);
    — фамилия председательствующего на заседании и секретаря;
    — присутствие работника, его представителя, а также представителя работодателя; сведения об извещении заинтересованных лиц о рассмотрении заявления;
    — порядок ведения заседания комиссии с изложением объяснений, доводов и соображений, пояснений, мнений, приводимых работником, его представителем и представителем работодателя, свидетелями, специалистами;
    — изложение резолютивной части решения КТС;
    — порядок голосования за принятие предложенного проекта решения.
    После изучения обстоятельств дела комиссия переходит к заключительному этапу — вынесению решения. Порядок принятия решения имеет большое правовое значение. В соответствии с ч. 1 ст. 388 ТК РФ решение КТС принимается простым большинством голосов присутствующих на заседании, следовательно, решение считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих членов комиссии. Решение считается не принятым, если за него проголосовала половина или менее половины присутствующих на заседании членов комиссии. При этом не имеет значения, представители какой стороны (работников или работодателя) оказались в большинстве.
    Таким образом, если за решение КТС проголосовало менее половины присутствующих на заседании членов комиссии, то есть в случае, когда решение считается не принятым, работнику необходимо вручить выписку из протокола заседания КТС, подписанную председателем (заместителем председателя) комиссии и заверенную печатью.
    Для достижения максимальной объективности и непредвзятости при вынесении решения законодатель установил форму тайного голосования. Тайное голосование предполагает наличие бюллетеней для голосования. Обязанность по подготовке и хранению бюллетеней может быть возложена на постоянного работника, назначенного руководителем организации соответствующим приказом (распоряжением) для ведения работы по организационно-техническому обслуживанию КТС. Для проведения тайного голосования необходимо избрать счетную комиссию, которая должна провести подсчет голосов. Результаты работы счетной комиссии должны найти отражение в протоколе заседания КТС.
    Следует обратить особое внимание, что комиссия по трудовым спорам может проголосовать за конкретно подготовленное решение. Однако трудовое законодательство не предусматривает подготовку проекта решения, обсуждение его мотивировочной и резолютивной частей.

Ирина КОСТЯН,
доцент Академии труда
и социальных отношений

 на главную | версия для печати 


    Powered by BESTWEB