На главнуюРеспубликанской организации профсоюза работников химических отраслей промышленности Башкортостана
на главнуюкарта сайтанаписать письмо
 


УралWeb. Регион в Интернете

www.solidarnost.org

www.fnpr.ru


Недавно в № 67 «Новой газеты» была опубликована статья «Человек из железа. Теперь и в России». Речь в этой статье шла об Алексее Этманове. Кто это и чем он заинтересовал средства массовой информации? Об этом расскажем в этой статье.

     Корреспондент Николай Донсков  при встрече с Алексеем Этмановым отметил следующее: «Люди чаще капитулируют, чем терпят бедствие» так говорил революционер автомобилестрое¬ния, «крестный отец» конвейерного производства Генри Форд. Если перефразировать его слова, можно сказать, что бедствия сторонятся тех, кто не привык капитулировать. Алексей Этманов— из таких. Этманов — сварщик, который собирает так любимые россиянами «Фокусы» на российс¬ком заводе «Форд» в городе Всеволожске, райцентре Ленинградской области под боком у Питера. Несколько лет назад его имя было известно разве что коллегам по цеху. Сегодня оно известно не только в России, но и за ее пределами. Алексей лидер независимого профсоюза российского «Форда». Профсоюза, который, без преувеличе¬ния, стал первопроходцем в борьбе рабочих за свои права в новейшей российской истории. Алексей рассказал о положении на заводе. Приведем краткий анализ встречи с корреспондентом газеты.  На российском «Форде» (ЗАО «Форд мотор компании» во Всеволожске) своя специфика. Предприятие иностранное, работа да и ус¬ловия труда — как в любой транснациональной корпора¬ции, по сути, международные. Вот и профсоюз «Форда» осваивает транснациональные стратегию и тактику борьбы за свои права, основанные на букве закона, на доскональном знании не только своих обязанностей, но и прав. Российский «Форд», пер¬вый иностранный автозавод в России, работает всего шесть лет. Четыре года из этих шести проходят под знаком небывалой активности независимого профсоюза. А все началось с Бразилии. Там, как и во многих других странах мира, также действует сборочный завод «Форд». Летом 2005-го бразильские активисты пригласили на семинар коллег из далекого Петербурга. Тогда профсоюз «фордовцев» в Северной столице пребывал еще в зачаточном состоянии. Но после общения с заокеанскими коллегами наши автомобилестроители вернулись на родину другими людьми. Они поняли, что свои права надо не только знать, но и требовать их полного и неукоснительного исполнения. Если надо - бороться. Разумеется, законным путем. По мнению Алексея, строить отношения профсоюза с администрацией надо по международным стандартам. Да и в зарплате, и в усло¬виях труда надо равняться на международный уровень. Последняя забастовка в ноябре 2007 года длилась долго — 25 дней, с 21 ноября по 15декабряи не прошла бесследно. администрация и профсоюз пошли на компромисс, договорившись о повышении зарплаты рабочим на 16 — 20% с 1 марта 2008 года. Конечно, это не 35%, о которых шла речь во время забастовки, но цифра реальная. Сегодня Администрация и рабочие подписа¬ли соглашение о новом повышении зарплаты на 8 — 10% с 1 сентября этого года. Сегодня средняя зарплата на заводе — 25 тысяч рублей. С учетом того, что средняя зарплата по Петербургу сегодня—21 тысяча, а по Ленинградской области — 17 тысяч рублей, то зарплата «фордовцев» вполне конкурентная. А конкуренты имеются. Под Питером работает сборочный завод «Тойота», скоро запускается «Дженерал моторс», в 2009 году - «Ниссан» и «Сузуки», планируется в 2011 году - «Хюндай». Шесть мировых автогигантов! К тому же и сам «Форд» расширяет производство, запуская кроме «Фокуса» сборку еще- одной «российской» модели — «Мондео». Так что спрос на квалифицированную рабочую силу растет. У недовольных условиями «фордовцев» появляется все больше возможностей для выбора. Этот фактор, вероятно, немало повлиял на смягчение позиции администрации Всеволожского «Форда» в отношениях с несговорчивым заводским профсоюзом. А профсоюз останавливаться на достигнутом не намерен. Сейчас он готовит текст нового коллективного договора, который будет обсуждаться рабочими, а затем его передадут на согласование руководству ЗАО «Форд мотор компании». В коллективном договоре  планируется включить пункт об плановой индексации зарплаты для компенсации инфляции, плановое повышение зарпла¬ты в зависимости от стажа работы, социальный пакет, скидки на покупку собираемых на заводе машин. Сегодня такая скидка составляет 15% от дилерской стоимости. Администрация стала прислушиваться к мнению профсоюза после того, как убедилась, что он силен, готов отстаивать свои права, что имеется грамотная позиция и квалифицированные юристы. Алексей Этманов сопредседатель Межрегионального профсоюза работников автомобильной промышленности (МИРА) и председатель первичной профорганизации ЗАО «Форд мотор ком¬пании». МПРА существует с 2006 года. Сегодня в этом профсоюзе — более 3 тысяч человек. В МПРА входит не только коллектив «Форда», но и профсоюз «Единство» АвтоВАЗа из Тольятти и профорганизация совместного предприятия «GM-АвтоВАЗ», профсоюзы московского завода «Автофрамос-Рено» и калужского «Фольксваген», Таганрогского автозавода (где собирают корейские и китайские автомобили), завода «Центросвармаш» из Твери и завода автопокрышек «Нокиан Тайерс» из того же Всеволожска. Вскоре   должно состояться первое, предварительное заседание по делу об увольнении профсоюзных активистов «Форда» — Алексея Этманова и его заместителя Владимира Лесика. Суть дела проста. Во время нашумевшей забастовки в конце прошлого года администрация «Форд мотор компании» обратилась в суд. Суд Ленинградской области признал забастовку незаконной. Кстати, все 9 забасто¬вок, которые провели в 2007 году свободные профсоюзы Петербурга и Ленобласти, в том числе самые крупные — на «Форде» и в Петербургском морском порту, были через суд признаны незаконными. Так что тенденция налицо. После того как стачка на «Форде» была объявлена вне закона, администрация завода объявила выговоры забастовщикам-активистам, а руководителей решила уволить. По закону для увольнения профсоюзных лидеров необходимо получить согласие профсоюза. Профсоюз такого согласия не дал. И администрация обратилась в суд, чтобы оспорить решение профсоюза. А профсоюз, в свою очередь, обратился в суд, оспаривая вынесенные забастовщикам выговоры. Словом, судебная машина движется полным ходом. Но, по словам Алексея, это его не очень тревожит, так как  знает законодательство. Профсоюз выступает организатором семинаров для активистов — по экономике, юриспруденции, психологии, тактике ведения переговоров. По словам Алексея, его желание - строить демократические профсоюзы. Не только у нас на заводе, а по всей стране.

 

 на главную | версия для печати 


    Powered by BESTWEB