На главнуюРеспубликанской организации профсоюза работников химических отраслей промышленности Башкортостана
на главнуюкарта сайтанаписать письмо
 


УралWeb. Регион в Интернете

www.solidarnost.org

www.fnpr.ru


«Это сложное банкротство...» - интервью Председателя Республиканской организации Башкортостана Росхимпрофсоюза Набиевым Р.Р. газете «Действие»

    Уважаемый Риф Римович, сегодня много говорится о негативных последствиях реструктуризации, реорганизации и банкротства организаций. Почему сегодня эта проблема стала злободневной?
  - Ныне действующий закон «О несостоятельности (банкротстве)», не реализует те цели, о которых было заявлено при его принятии. Как показывает практика процедура банкротства пока не стала эффективным средством восстановления и сохранения производственного потенциала. Вместо того, чтобы служить орудием защиты прав и законных интересов кредиторов, этот закон превратился в удобный инструмент очередного передела собственности. 
    В Российской Федерации отсутствует единая система предотвращения банкротства на ранней стадии, в связи с чем для России характерен низкий процент завершения внешнего управления восстановлением платежеспособности должника, большинство должников переходит в конкурсное производство. Так из 15 организаций нашей отрасли, в отношении которых была введена процедура банкротства, в 14 организациях было открыто конкурсное производство с целью продажи предприятия и части имущества должника для удовлетворения требований кредиторов.
    Несмотря на значительные перемены, произошедшие в отечественном законодательстве о банкротстве, продажа имущества должника и сегодня является наиболее проблемным вопросом процедуры конкурсного производства, так как непосредственно затрагивает интересы широкого круга лиц. В законе "О несостоятельности (банкротстве)" начальная цена продажи выставляемого на торги имущества должника определяется независимым оценщиком, привлекаемым конкурсным управляющим. При этом не определено должен ли оценщик определить рыночную стоимость отчуждаемых объектов или же ликвидационную стоимость. На практике, как правило, рыночная стоимость превышает ликвидационную (разница достигает 30-50%).
    Зачастую дело о банкротстве инициируется с целью оставления предприятия с долгами. При этом, до возбуждения дела о банкротстве на предприятии проводится реструктуризация с применением схемы аутсорсинга. То есть, на предприятии, имеющем долги перед бюджетом, другими кредиторами, проводят реорганизацию в форме выделения цехов, производств и создание на их базе новых предприятий с передачей им основных средств. Таким образом, после проведения мероприятий по аутсорсингу старое предприятие остается с долгами и практически без имущества, при этом оставшиеся активы распределяются среди дружественных кредиторов, либо вообще удовлетворение требований кредиторов становится невозможным.
    Односторонний подход к определению признаков банкротства создал ситуацию, позволяющую обанкротить любое предприятие, неспособное в течение трех месяцев ликвидировать дебиторскую задолженность на сумму свыше 100 тыс. руб. Не случайно поэтому под банкротство все больше подпадают жизнеспособные предприятия, социально значимые объекты, способные к нормальной деятельности, но оказавшиеся в кризисной ситуации не по своей воле. Осуществление банкротства в подобных ситуациях стало своего рода бизнесом для отдельных предпринимательских структур и рейдеров.
    В какие еще законодательные акты помимо Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» следовало бы внести изменения, чтобы создать препятствия для захвата чужого бизнеса?  
    - Если ранее основным способом захвата предприятия было его банкротство, то после принятия новой редакции закона о банкротстве в 2002 году количество фиктивных банкротств сократилось. Этим законом были созданы значительные препятствия для захвата чужого бизнеса с использованием процедуры банкротства. Утратив этот механизм, рейдеры переключились на использование несовершенств закона об акционерных обществах, закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, арбитражно-процессуального законодательства и т.д.     
    В российском корпоративном законодательстве имеется множество пробелов, и любая фирма может ими воспользоваться для достижения своих целей. До сих пор в российском законодательстве нет точного и однозначного определения рейдерства, необходимо провести четкую границу между добросовестными и недобросовестными поглощениями, определить понятие «недружественный захват предприятия», ввести его в юридический оборот. Оздоровление ситуации требует серьезных корректировок  корпоративного законодательства, в частности изменений более чем в полтора десятка законов, а также в Уголовном и Гражданском кодексах.     
    В ряде случаев после завершения конкурсного производства у предприятия остаются невыплаченные долги по заработной плате и страховым взносам в Пенсионный фонд. Каковы пути решения этих проблем?
    - Банкротство может лечь тяжким бременем на плечи работников. Первичная профсоюзная организация должна постоянно быть в курсе экономического состояния предприятия, следить за его изменениями, получать и обсуждать с руководителями предприятия соответствующую информацию, пытаться своевременно улавливать признаки несостоятельности предприятия. Ведь введение процедуры банкротства ставит на повестку дня решение вопросов по сохранению трудовых отношений с работниками, содействию занятости, выполнению коллективного договора, сохранению объектов социального назначения, взысканию задолженности по заработной плате и профсоюзным взносам и т.д. В условиях реструктуризации, банкротства предприятий, которые приводят к раздроблению единой первичной профорганизации необходимо обеспечить сохранение первички, путем создания на вновь созданных предприятиях профорганизаций со статусом цеховых, либо путем переименования первичной профорганизации.
    Банкротство предприятий ставит перед профсоюзами решение задач по ряду вопросов. Так,  ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» необходимо привести в соответствие с Конвенцией МОТ №95, ратифицированной в 1961г. Указом Президиума Верховного Совета СССР. В соответствии с этой конвенцией «в случае банкротства предприятия или ликвидации его в судебном порядке трудящиеся, занятые на этом предприятии, пользуются положением привилегированных         кредиторов»,    «заработная      плата,          составляющая привилегированный кредит, подлежит выплате полностью до того, как обычные кредиторы смогут потребовать свою долю» (ст. 11).
    Учитывая, что пенсионное законодательство не содержит норм, обязывающих застрахованных лиц контролировать своевременную и правильную уплату страхователем страховых взносов, сам по себе факт неуплаты страховых взносов не должен служить достаточным основанием для возложения неблагоприятных последствий в области пенсионного обеспечения на застрахованное лицо. Возложение ответственности за действия страхователя на пенсионеров в виде снижения размера пенсионного обеспечения противоречит Конституции РФ. Государство в лице его органов (ПФР и налоговых органов) должно нести ответственность за полное и своевременное пенсионное обеспечение своих граждан. В связи с чем необходимо внести изменения в Федеральные законы «О трудовых пенсиях», «Об обязательном пенсионном страховании», «Об основах обязательного социального страхования».
   Следует использовать возможности Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и Межведомственного координационного совета по вопросам погашения задолженности по заработной плате для подготовки и реализации мероприятий по обеспечению гарантий по выплате заработной платы и трудоустройства высвобожденных работников в случае банкротства организаций. 
    Необходимо предусмотреть в Генеральном соглашении в случае банкротства государственного унитарного предприятия или предприятия, имеющего госпакет акций, гарантии трудоустройства высвобождаемых работников. Кроме того, в Генеральном соглашении было бы целесообразным предусмотреть для организаций всех форм собственности создание фонда социальной защиты безработных (фонда по профилактике безработицы) и фонда страхования заработной платы на покрытие рисков в условиях банкротства предприятия.
    Выполнение коллективного договора в организациях, в отношении которых введена процедура банкротства, крайне затруднительно. Поскольку коллективный договор между работниками и работодателем заключается в условиях, когда финансово-экономическое положение организации позволяет работодателю (его полномочному представителю) принимать на себя обязательства, имеющие императивный характер. А Трудовой кодекс РФ не содержит правовых норм, регламентирующих взаимодействие сторон трудовых отношений в условиях введения процедур банкротства на предприятии.
    Необходимо обратиться в Высший арбитражный суд о необходимости подготовки Информационного письма Президиума ВАС в котором бы разъяснялось, что профсоюзная организация включенная в реестр требований кредиторов по задолженности по профвзносам является конкурсным кредитором с правом голоса. На практике арбитражные управляющие зачастую относят профорганизации к кредиторам без права голоса.

газета "Действие",
№1 от 11.01.2007

 на главную | версия для печати 


    Powered by BESTWEB