На главнуюРеспубликанской организации профсоюза работников химических отраслей промышленности Башкортостана
на главнуюкарта сайтанаписать письмо
 


УралWeb. Регион в Интернете

www.solidarnost.org

www.fnpr.ru


ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ КОНСУЛЬТАЦИЙ

    В современной экономической ситуации остро стоит проблема сокращения штата организаций. В России происходит массовое увольнение работников, причем такие увольнения зачастую осуществляются без соблюдения требований трудового законодательства. Впрочем, даже если работодатель соблюдает эти требования, само законодательство предоставляет работникам, мягко говоря, не слишком большую защиту.
Трудовой кодекс РФ содержит норму об уведомлении работников о предстоящем сокращении за два месяца (ч. 2 ст. 180 ТК РФ), от которого, впрочем, можно в договорном порядке отказаться за дополнительную компенсацию (ч. 3 ст. 180 ТК РФ). Существует также положение о выплате выходного пособия в размере месячного заработка и сохранении в течение двух месяцев среднего заработка на период трудоустройства с зачетом выходного пособия (ч. 1 ст. 178 ТК РФ). Кроме того, о предстоящем сокращении штата предупреждается за два месяца (или за три - в случае массовых высвобождений) профсоюзная организация (ч. 1 ст. 82 ТК РФ). В основном на этом гарантии сокращаемым работникам исчерпываются, за исключением отдельных изъятий, например,  относительно решений службы занятости, принимаемых в "исключительных случаях" (ч. 2 ст. 178 ТК РФ), или сохранения заработка на время трудоустройства для работников в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на более длительный срок (ст. 318 ТК РФ).
    Если сокращаемый работник состоит в профсоюзной организации, в соответствии со ст. 373 ТК РФ работодатель обязан провести консультации с профсоюзом, членом которого является этот работник.  Так, согласно  статье 373 ТК РФ «при принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения. Выборный орган первичной профсоюзной организации в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем не учитывается. В случае, если выборный орган первичной профсоюзной организации выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня направления в выборный орган первичной профсоюзной организации проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда». 
    Процедура консультаций с профсоюзом в данном случае существенно отличается от процедуры, предусмотренной для принятия локальных нормативных актов работодателя (ст. 372 ТК РФ). Если несогласный с принимаемым локальным актом профсоюз имеет право начать процедуру коллективного трудового спора, в том числе с использованием права на забастовку, то ст. 373 ТК РФ такого права за профсоюзом не предусматривает. Но   профком в случае увольнения работников по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ может затянуть процедуру увольнения (на десять дней), обжаловать решение работодателя можно в ГИТ в РБ и суд  если увольнение было проведено с нарушением действующего законодательства. Следует отметить, что в случае если работодатель не соблюдает требования ст. 373 ТК РФ, не направляет в профком проект приказа и увольняет работника, являющегося членом профсоюза, то суды, как правило, восстанавливают  таких работников.
    Главный недостаток российского трудового законодательства по этому вопросу - отсутствие возможности как для работника, так и для профсоюзной организации каким-либо образом влиять на решение работодателя.
    Совершенно очевидно, что решение о сокращении численности персонала - это решение, затрагивающее важнейшие интересы работников. В большинстве случаев это решение работодателя важнее для работников, чем, например, изменение или выполнение коллективного договора или соглашения либо установление новых, а также изменение определенных трудовым договором  условий труда. Тем не менее,  во всех перечисленных случаях работники имеют право выдвинуть требования по разрешению коллективного трудового спора и, если это будет необходимо, объявить забастовку, а при принятии решения о сокращении численности или штата - нет (ст. 398 ТК РФ).
    В отличие от российского, трудовое законодательство во многих других странах предоставляет работникам и их представителям существенно более широкие права при проведении коллективных увольнений. Эти права могут быть консультационными либо связаны с возможностью давления работников на работодателя с целью заставить последнего изменить или вообще отменить неблагоприятное для работников решение о сокращении штата.
    В большинстве европейских государств при осуществлении коллективных увольнений работодатель обязан провести достаточно сложную и длительную процедуру консультаций с представителями работников, связывающую работодателя в значительно большей степени, чем та процедура, которая предусмотрена ст. 373 ТК РФ. Как правило, европейские работодатели обязаны согласовывать с профсоюзами либо производственными советами так называемые социальные планы. 
    Под социальными планами в разных европейских странах понимаются несколько различные меры, но общая их суть сводится к детальному закреплению обязанностей работодателя при осуществлении коллективных увольнений, мер, направленных на минимизацию количества увольнений, пособий увольняемым работникам и др. В социальные планы могут включаться государственные программы в области занятости, схемы профессионального переобучения, пособия работникам, соглашающимся сменить место жительства, программы повышения квалификации для молодежи, меры по поддержке высвобождаемых работников и т.д. 
    В некоторых государствах, например в Германии, права представителей работников не сводятся к проведению консультаций по поводу сокращения персонала, а относятся к сфере совместного принятия решений работодателем и представителями работников. Разногласия по поводу коллективных увольнений подлежат разрешению в трудовом суде.
    Помимо неадекватно упрощенной процедуры консультаций с профсоюзами по поводу сокращения штата, российское законодательство содержит еще один очень существенный недостаток, связанный с этим же вопросом. Целью забастовки, в соответствии с ч. 4 ст. 398 ТК РФ, может быть только разрешение коллективного трудового спора. В свою очередь, предмет коллективного трудового спора определен в ч. 1 ст. 398 ТК РФ и сводится к установлению и изменению условий труда, а также заключению, изменению и выполнению коллективных договоров и соглашений и отказу работодателя учесть мнение представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов. В том случае, если работники попытаются объявить забастовку в знак протеста против массового увольнения, не только планирующегося, но и уже осуществляемого работодателем, они не смогут этого сделать, поскольку такого рода протест не входит в предмет коллективного трудового спора.
    Теоретически можно предположить, что профсоюзы могли бы добиться включения в текст коллективных договоров и соглашений норм, касающихся отказа работодателя от проведения сокращений работников в течение определенного срока. Аналогом такого отказа можно считать "зеркальный" отказ работников от забастовок в течение срока действия коллективного договора (ст. 41 ТК РФ) - так называемое мирное обязательство. Однако, скорее всего, в отличие от "мирного обязательства", отказ работодателя от проведения сокращений будет признан незаконным. Дело в том, что право на забастовку, предусмотренное ч. 4 ст. 37 Конституции, не является абсолютным, а реализуется в порядке, предусмотренном законом. Закон, определяющий порядок реализации этого права, - это Трудовой кодекс, в котором прямо указывается на возможность договорного ограничения права на забастовку. В отличие от права на забастовку, право на предпринимательскую деятельность, предусмотренное ст. 34 Конституции, не подразумевает каких-либо оговорок о его ограничении. Кроме того, в законе и не содержится прямых указаний на возможность такого ограничения права на предпринимательскую деятельность, как отказ работодателя от сокращения работников в коллективном договоре или соглашении.
    В России в течение последних лет ведется дискуссия по поводу необходимости либерализации законодательства о забастовках. Особенно актуален этот вопрос во время экономического кризиса, когда работники больше всего нуждаются в защите своих прав перед лицом массовых сокращений. Так, о необходимости  внесения изменений в трудовое законодательство, расширяющих предмет коллективного трудового спора и позволяющих разрешать коллективные трудовые споры, связанные с оспариванием планов работодателя, говорилось экспертным советом социологов и юристов,  созданным для ведения переговоров с Федеральной службой по труду и занятости (Рострудом) в апреле - июне 2008 г. Однако государственные власти, к сожалению, проигнорировали предложения экспертов.  В том, что касается соответствия международным стандартам в области свободы ассоциаций, Комитет по свободе объединения Административного совета МОТ отмечает, что "...профессиональные и экономические интересы, которые работники защищают посредством права на объединение, касаются не только улучшения условий труда или удовлетворения требований профессионального характера, но также и поисков решения вопросов и проблем, возникающих на предприятии и непосредственно затрагивающих интересы работников. Подобное понимание свободы объединения явно шире того, которое закреплено в настоящее время в ТК РФ. В отношении же адекватности современным условиям следует иметь в виду, что излишнее ограничение права на забастовку не только очевидно ущемляет права работников, но и опасно с социально-политической точки зрения: доведенные до отчаяния работники, подвергающиеся массовым увольнениям и не имеющие возможности законно протестовать или вести полноценные переговоры с работодателем, с большой долей вероятности будут выражать свой протест стихийно и вне правовых рамок. 
    Помимо того,  что те гарантии, которые предоставляются работникам при сокращении численности или штата работников по действующему законодательству, слабы, на практике они очень часто не соблюдаются. Работники увольняются без соблюдения процедур, предусмотренных законом. Далеко не все они готовы обращаться в суд для защиты своих прав, что связанно с низким качеством российской судебной системы: очередями, сложностью процедур и т.п. Кроме того, решение обратиться в суд достаточно непросто принять психологически. Поэтому большая часть такого рода нарушений со стороны работодателя остается безнаказанной. В том случае, если бы работники обладали возможностью осуществлять полноценные процедуры, а также проводить забастовки в знак протеста против предстоящего сокращения, количество таких нарушений было бы значительно  снижено.
    В связи со всем изложенным, очевидной представляется насущная необходимость модификации российского трудового законодательства таким образом, чтобы работникам было предоставлено полноценное право на ведение переговоров по поводу планируемого сокращения штата работников. Предусмотренный ст. 373 механизм учета мнения представителей работников явно недостаточен. Право на ведение переговоров должно подкрепляться правом на объявление работниками забастовки в знак протеста против предполагаемых сокращений.
    В последнее время Республиканская организация Башкортостана Росхимпрофсоюза ищет пути решения вышеназванных проблем. Так, помимо представления в адрес ЦК Росхимпрофсоюза,  Федерации профсоюзов РБ предложений для внесения изменений и дополнений в Трудовой кодекс РФ, в Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и так далее, проведения юридической экспертизы проектов законов и иных нормативных правовых актов, входящих в сферу деятельности профсоюзов в плановом порядке организовываются выездные консультации членов профсоюза по правовым вопросам совместно с профсоюзным адвокатом, тем самым,  охватывая широкий круг  вопросов, в том числе в области не только трудового права, но и  гражданского, жилищного, земельного, семейного, налогового, уголовного права для дальнейшего, по мере необходимости, сопровождения в судах различных инстанций.
    В 2009 году открыт Учебно-спортивный культурный центр Республиканской организации Башкортостана Росхимпрофсоюза. Для организации учебного процесса, повышения уровня правовых знаний для профсоюзных активистов, членов профсоюза в Учебном центре  2009- 2010 годах будут проводиться и уже проводятся  семинары по всем направлениям  деятельности  профсоюза, по наиболее актуальным, востребованным вопросам  в области социального партнерства,  охраны труда, трудового договора, рабочего времени и времени отдыха,  оплаты труда,  дисциплины труда,  материальной ответственности  сторон, защиты трудовых прав и свобод, кадрового делопроизводства, организационной деятельности профсоюзов. Планируется проведение семинаров и обучений не только в области регулирования социально- трудовых отношений и деятельности профсоюзов, но и по вопросам гражданского, жилищного, семейного, налогового,  земельного, градостроительного законодательства и другим вопросам.

    Подготовлено 
    отделом правовой защиты 
    РОБ  Росхимпрофсоюза

 на главную | версия для печати 


    Powered by BESTWEB