На главнуюРеспубликанской организации профсоюза работников химических отраслей промышленности Башкортостана
на главнуюкарта сайтанаписать письмо
 


УралWeb. Регион в Интернете

www.solidarnost.org

www.fnpr.ru


Этапы развития гендерного равноправия в России

    В современной ситуации особую актуальность и значимость приобретают исследования, связанные с гендерной проблематикой, с изучением особенностей статусных ролей женщин и мужчин в обществе на разных этапах его развития. В этих условиях совершенствование реализации принципов гендерного равноправия должно опираться на творческое использование накопленного в прошлом опыта. Cправедливо отмечено, что нельзя понимать настоящее и управлять на стратегическом уровне, если мы не знаем, не ценим и не изучаем собственной истории. Поэтому представляется логичным обратиться к такому аспекту, как правовой статус женщины, его развитие на протяжении столетий нашей истории, и на этой основе сделать выводы об особенностях реализации принципа гендерного равноправия.
    Правовой статус женщины на протяжении всего существования Российского государства постоянно изменялся, постепенно приближая общество к осознанию необходимости развития гендерного равноправия. В целом в истории развития гендерного равноправия в России можно выделить два основных этапа: первый связан с развитием гендерного равноправия в монархический период, второй - в республиканский период.
    Советский период в истории нашего государства стал временем, когда женщины формально добились почти полного равноправия с мужчинами.
    Историю правового регулирования гендерных отношений в советский период можно разделить на три основных этапа. 
    Первый этап начинается сразу после Октябрьской революции. Когда большевики пришли к власти, они занялись реформированием всей системы социальных отношений, в том числе отношений между полами. Прежде всего это было связано с формальным предоставлением женщинам равных прав с мужчинами, с предпринятой попыткой окончательно решить так называемый женский вопрос.
    В связи с этим активно пропагандировалась идея включения женщины в производство, в общественные отношения при полном уравнивании в правах с мужчинами. Такое включение рассматривалось как непременное и обязательное условие построения социализма. Активное вовлечение женщины в общественную жизнь меняло ее гендерную роль и требовало переустройства всего быта на коллективных началах.
    В сентябре 1918 г. был принят Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. Данный Кодекс определял порядок регистрации актов гражданского состояния, регулировал брачно-семейные и опекунские отношения. Таким образом, законодательство уравняло женщин в семейной сфере с мужчинами, сделав серьезный шаг в направлении изменения гендерных ролей в семье. На этой основе началось формирование многомиллионной армии рабочих и крестьянок, для которых главным делом должна была стать не семья, а трудовой коллектив, которые были бы ориентированы не на семейные, а на общественно полезные дела.
    Фактически уже через месяц после Октябрьской революции женщины России были свободны от существовавших прежде ограничений: они получили право свободно избирать профессию, место жительства, получать образование, расторгать брак, а также право на равную оплату за равный с мужчинами труд. 
    Важной характеристикой правового статуса женщины являются ее политические права, в первую очередь избирательное право. До 1917 г. русские женщины были фактически лишены возможности участвовать в государственном управлении и самоуправлении. Окончательно равенство российских женщин с мужчинами в политических и гражданских правах было закреплено первой советской Конституцией, принятой в июле 1918 года. 
    Несмотря на то,  что советская власть формально полностью уравняла женщину в правах с мужчинами, в реальности ее положение отличалось от продекларированного. Это отчетливо видно на примере трудового законодательства.
    В декабре 1918 г. ВЦИК принял Кодекс законов о труде. Для данного документа было характерно сочетание принуждения к труду с провозглашенным довольно высоким уровнем трудовых прав работников. Продолжительность рабочего времени устанавливалась в 8 дневных или 7 ночных часов, а в «особо тяжких» отраслях труда и для несовершеннолетних - 6 часов. 
    Ночной и опасный для здоровья труд запрещался для лиц, не достигших 18-летнего возраста. Кодекс допускал многосменную работу, сверхурочная работа разрешалась в виде исключения в случае необходимости. При этом сверхурочные работы запрещались для женщин и лиц до 18 лет и не могли превышать четырех часов в течение двух суток подряд.
    Кодекс законов ВЦИК о труде 1922 г. закрепил в ст. 130 положение о том, что женщины и лица моложе 18 лет не допускаются к производству ночных работ, что соответствовало программе коммунистической партии 1919 г. Но примечание к данной статье разрешало Народному комиссариату труда разрешать производство ночных работ взрослым женщинам в тех отраслях производства, где это вызывается особой необходимостью. Дальнейшим законодательством ночной труд женщин был запрещен или ограничен только для беременных и кормящих грудью женщин». Таким образом, женщина достигла равноправия там, где в силу особенностей своего организма была вправе рассчитывать на снисхождение законодателя.
    Главные гендерные роли женщины при социализме - это роли труженицы и матери. Их интерпретация со временем менялась, и это получало закрепление в законодательстве. Однако на практике эти две роли трудно совместимы, чем-то одним женщине приходится жертвовать.
    В конце 20-х годов начинается второй этап развития гендерных отношений в России. Стройки социализма требовали все больше рабочих женских рук. Ослабление семейных устоев отрицательно воздействовало на демографическую ситуацию. Государство не сумело выполнить взятые на себя обязательства по созданию общественной системы воспитания детей.
    В середине 30-х годов изменение гендерных отношений было закреплено в законодательстве. Главным правовым актом данного периода стала Конституция СССР 1936 г., которая провозгласила: «В СССР решена задача огромной исторической важности - впервые в истории на деле обеспечено подлинное равноправие женщин». Ст. 122 Конституции гарантировала: «Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной и общественно-политической жизни. Возможность осуществления этих прав обеспечивается предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, государственной помощью многодетным и одиноким матерям, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов». В Конституции (ст. 137) особо подчеркивалось: «Женщины пользуются правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами».
    8 июля 1944 года Президиум Верховного Совета СССР принимает Указ, согласно которому только зарегистрированный брак порождает права и обязанности супругов. Была усложнена процедура развода, сам развод стал считаться признаком моральной неустойчивости, мог повлечь неприятные последствия для карьеры. Гендерная роль женщины снова изменилась, теперь она стала хранительницей семейного очага, воспитательницей детей, нравственной опорой семьи, но при этом не перестала быть и труженицей социалистического производства. Ее удерживал на работе в числе прочего такой немаловажный фактор, как неспособность подавляющего большинства мужей на свою заработную плату прокормить семью. Таким образом, правовой статус женщины был противоречивым, что порождало диспропорции в гендерных отношениях.
    В 1953 г. общественные отношения вступили в очередной период изменений, и в сфере регулирования гендерных отношений также наступил новый этап, связанный с их определенной либерализацией. В 1968 году был принят новый документ - Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье.
    Этот документ, имевший достаточно общий характер, говорил не столько о долге и обязанностях женщин, сколько об их правах и о поощрении материнства. Статья 3 заявляла о равноправии женщины и мужчины в семейных отношениях. В целом государственная помощь семье трактовалась как помощь женщине-матери. Налицо был очередной дисбаланс в правовом регулировании гендерных отношений в семейной сфере.
    Таким образом, исторический опыт развития гендерного равноправия в России свидетельствует о наличии постоянного дисбаланса в регулировании гендерных отношений, об ущемлении одного из участников этих отношений - женщины. Сегодня ситуация не изменилась. Реформирование политической системы со всей очевидностью выявило двойной стандарт в отношении общества к женщине: в законодательных актах и в реалиях повседневной практики. Закрепленное в Конституции равенство прав женщин и мужчин оказалось не тождественным равенству возможностей. Так как дисбаланс в правовом положении женщин и мужчин имеет глубокие исторические корни, его невозможно преодолеть в одночасье, решить проблему одним или несколькими законодательными актами. Необходима целенаправленная кропотливая работа, осуществляемая на всех уровнях системы государственной власти при условии взаимодействия всех ее ветвей и направленная на достижение подлинного гендерного равноправия во всех сферах жизни общества.

 на главную | версия для печати 


    Powered by BESTWEB