На главнуюРеспубликанской организации профсоюза работников химических отраслей промышленности Башкортостана
на главнуюкарта сайтанаписать письмо
 


УралWeb. Регион в Интернете

www.solidarnost.org

www.fnpr.ru


Изменения в законодательстве о несостоятельности (банкротстве)

    В данной статье анализируются новейшие изменения законодательства о несостоятельности (банкротстве) и рассматриваются отдельные недостатки, нуждающиеся в последующем урегулировании.
    Исследование несостоятельности (банкротства) юридического лица как целостного правового явления показало, что в системе современного российского права появился межотраслевой институт, представленный совокупностью юридических норм (институтов), содержащихся в различных отраслях права и регулирующих правоотношения, возникающие между юридическими лицами, с одной стороны, и:
    - государством в лице его органов;
    - гражданином;
    - общественными объединениями.
    Институт несостоятельности (банкротства) - это институт российской правовой системы, который представляет собой совокупность правовых норм и институтов различных отраслей права, имеющих одинаковую направленность - регулирование правоотношений, связанных с возникновением, изменением и прекращением несостоятельности (банкротства) субъектов имущественно-стоимостного оборота.
    Признавая институт несостоятельности (банкротства) правовым институтом, необходимо также признать, что он является сложным, комплексным правовым институтом.
    Для удобства как теоретического, так и практического применения правовых норм института несостоятельности (банкротства) представляется разумным выделить в системе нормативных актов три составные части: общую, особенную и специальную.
    В общую часть входят нормы:
    - раскрывающие терминологические понятия, используемые в законодательстве о несостоятельности (банкротстве);
    - определяющие правовой статус субъектов правоотношений, связанных с несостоятельностью (банкротством);
    - позволяющие определить объекты этих правоотношений и др.
    В общую часть института несостоятельности (банкротства) входят также нормы заключительных и переходных положений нормативных актов.
    В особенную часть института несостоятельности (банкротства) входят:
    - нормы законодательных актов, регулирующие, в частности, вопросы применения процедур банкротства: внешнего управления, конкурсного производства, мирового соглашения и др.;
    - процессуальные нормы, регулирующие разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде.
    Третью, специальную, часть института несостоятельности (банкротства) составляют:
    - нормы, регулирующие особенности банкротства отдельных категорий должников. Эти особенности, как правило, регулируются специальными законодательными актами. В части, не урегулированной специальными законами, к процедурам банкротства субсидиарно применяются нормы общей и особенной частей законодательства о несостоятельности (банкротстве).
    Институт несостоятельности (банкротства) является одним из самых динамично развивающихся правовых институтов. Достаточно сказать, что современное российское законодательство начиная с 1992 г. знает три редакции Закона «О несостоятельности (банкротстве)». 30 декабря 2008 г. был принят очередной Федеральный закон N 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».
    Важное место в Законе уделено вопросам совершенствования системы антикризисного управления, в частности вопросам регулирования профессиональной деятельности арбитражных управляющих. Так, законодатель вводит новые правовые нормы (ст. ст. 20.1 - 20.7), посредством которых регулируются вопросы:
    - организации и проведения теоретического экзамена и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего (ст. 20.1);
    - определения объема требований, которые предъявляются к арбитражному управляющему в целях утверждения его в деле о банкротстве (ст. 20.2);
    - конкретизации прав и обязанностей арбитражного управляющего в деле о банкротстве (ст. 20.3);
    - определения пределов ответственности арбитражного управляющего (ст. 20.4);
    - освобождения арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве (ст. 20.5);
    - определения размера вознаграждения арбитражному управляющему (ст. 20.6);
    - определения расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве (ст. 20.7).
    Кроме этого, законодатель уточняет положения о саморегулируемой организации арбитражных управляющих и в ст. 2 Закона включает понятие национального объединения саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, под которым понимается некоммерческая организация, основанная на членстве, созданная саморегулируемыми организациями и объединяющая в своем составе более чем 50% всех саморегулируемых организаций, сведения о которых включены в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Целью деятельности национального объединения саморегулируемых организаций арбитражных управляющих является формирование согласованной позиции арбитражных управляющих по вопросам регулирования осуществляемой ими деятельности.
    Законодатель уточняет положения об обязательном страховании ответственности арбитражного управляющего, приводит эти требования в соответствие с положениями Гражданского кодекса РФ и Федерального закона «Об организации страхового дела в РФ», регламентирующими обязательное страхование гражданской ответственности.
    В части обеспечения финансовой ответственности арбитражного управляющего и саморегулируемой организации Законом устанавливается соотношение обязательного и дополнительного страхования ответственности, устанавливается порядок формирования компенсационного фонда, определяются последовательность и источники возмещения ущерба, причиненного деятельностью арбитражного управляющего, регулируется ряд других вопросов.
    Закон уточняет и роль государства в процедурах банкротства, что свидетельствует о реализации государством политики выстраивания механизмов взаимодействия власти и бизнеса. В частности, государство, не снимая с себя ответственности за те отрасли, где регулирование передано в руки саморегулируемых организаций, ужесточит свой контроль за их деятельностью.
    Кроме перечисленных выше достоинств Закон имеет и серьезные недостатки, нуждающиеся в последующем урегулировании. 
    К числу таких недостатков, в частности, можно отнести правовые нормы, закрепляющие размер фиксированной суммы вознаграждения, выплачиваемого арбитражным управляющим ( например, ст. 20.6 Закона и др.). Представляется, что более правильным было бы закрепить в Законе порядок исчисления суммы вознаграждения или включить отсылочную норму, например, к совместному документу Правительства и национального объединения саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, в котором возможно было бы не только определять порядок исчисления суммы вознаграждения, но и при необходимости оперативно менять этот порядок. Еще одним примером неудачного регулирования правоотношений, по мнению автора, может служить изменение в ст. 2 Закона понятия «Досудебная санация - меры по восстановлению платежеспособности должника» на «санация - меры, принимаемые... в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника, в том числе на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве».  Незначительное изменение в понятиях вызывает ряд вопросов, в частности:
    - санация продолжает применяться в досудебном порядке или применяется на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве (т.е. только в процедурах по делу о банкротстве);
    - направлено ли конкурсное производство на предупреждение банкротства и восстановление платежеспособности должника;
    - как соотносятся процедура, применяемая в деле о банкротстве, и стадия рассмотрения дела о банкротстве;
    - стадия рассмотрения дела о банкротстве - это стадия процесса по делу о банкротстве или процедура банкротства;
    - основанием для прекращения производства по делу о банкротстве является утверждение арбитражным судом мирового соглашения в ходе процедур банкротства или заключенный на любой стадии процессуального рассмотрения дела о банкротстве договор о применении санации (п. 2 ст. 31 Закона);
    - иные вопросы.
    К числу проблемных вопросов в регулировании правоотношений несостоятельности (банкротства), нуждающихся в скорейшем законодательном разрешении, также относятся:
    - проблема соотношения регулятивных и охранительных правоотношений;
    - отдельные проблемы субъектного состава правоотношения;
    - проблемы объекта правоотношения и др.
    Думается, что  кризисные события современной действительности окажут положительное влияние на законотворческий процесс в сфере правового регулирования экономических отношений неплатежеспособности, несостоятельности и банкротства юридического лица.
    На смену действующему Закону должен прийти новый, более совершенный, более соответствующий новейшим мировым тенденциям и требованиям, снимающий массу проблемных вопросов и упрощающий механизм регулирования правоотношений данного института.

    Рассмотрим результаты проведенного исследования динамики отраслевых (регулятивных) отношений на различных стадиях экономико-правового состояния юридического лица, в процедурах банкротства и в стадиях арбитражного процесса по делам о банкротстве в следующей таблице.

Соотношение стадий экономико-правового состояния юридического лица, процедур банкротства и стадий арбитражного процесса по делам о банкротстве

N п\п

Стадии экономико-правового состояния юридического лица

Применяемые процедуры банкротства

Стадии арбитражного процесса по делам о банкротстве

1

Неплатежеспособность (в условиях обычного коммерческого оборота)

 

Применяются нормы процессуального права АПК РФ

2

Неплатежеспособность (как стадия, предшествующая несостоятельности или банкротству)

Досудебная санация 

Применяются нормы материального права Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»

3

Несостоятельность

Наблюдение (или мировое соглашение) Финансовое оздоровление (или мировое соглашение) Внешнее управление (или мировое соглашение)

В соответствии с нормами АПК РФ и Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»

4

Банкротство

Конкурсное производство (или мировое соглашение)

В соответствии с нормами АПК РФ и Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»

 

Любая стадия экономико-правового состояния юридического лица, перечисленная в п. п. 2 - 4

Мировое соглашение 

В соответствии с нормами АПК РФ и Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»

 на главную | версия для печати 


    Powered by BESTWEB