На главнуюРеспубликанской организации профсоюза работников химических отраслей промышленности Башкортостана
на главнуюкарта сайтанаписать письмо
 


УралWeb. Регион в Интернете

www.solidarnost.org

www.fnpr.ru


Анализ изменений в порядке проведения аттестации рабочих мест

Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569 с 1 сентября 2008 г. введен в действие новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – Порядок).

    В отличие от действовавшего ранее Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. постановлением Минтруда России от 14.03.1997 № 12 (далее – Положение), Порядок содержит 7 разделов (в Положении – 5). Это связано с тем, что гигиеническая оценка условий труда, оценка травмобезопасности рабочих мест, оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ) в Порядке выделены в самостоятельные разделы, а в Положении они были составными частями раздела “Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда”.

    Порядок учитывает опыт аттестующих организаций, в нем более четко прописаны все процедуры проведения аттестации.

    Значительно расширены цели аттестации рабочих мест по условиям труда, результаты которой теперь дополнительно используются для:

   * контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты;
    * оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанных с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском;
    * предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;
      * подготовки статистической отчетности об условиях труда;
    * подготовки контингента и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным, периодическим и внеочередным медицинским осмотрам;
     * расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
     * обоснования принимаемых решений о применении административного наказания в виде приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков;
     * рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    * принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации;
     * обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;
    * обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в т. ч. за счет выплат на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    * создания банка данных фактических условий труда на уровне организации, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта РФ и на федеральном уровне;
     * проведения мероприятий по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

    Изменен принцип формирования комиссий. Согласно Порядку с целью обеспечения контроля и методического руководства за проведением аттестации комиссия создается организацией, проводящей аттестацию рабочих мест по условиям труда, на паритетной основе с аттестующей организацией.

    Аттестационная комиссия формируется, как правило, из специалистов, прошедших подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях, уполномоченных на этот вид обучения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, что существенно повышает компетентность членов комиссии.

    Конкретизированы и очень подробно прописаны функции аттестационной комиссии на всех этапах аттестации по направлениям ее деятельности, включающие в себя 10 пунктов. Пункты 2–5 функций аттестационной комиссии относятся к подготовительному, 6–10 – к заключительному этапам аттестации.

    Порядком четко определено понятие аналогичных рабочих мест, которые характеризуются совокупностью следующих признаков:

     * профессии или должности одного наименования;
    * выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
    * использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
    * работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;
    * использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отоп¬ления и освещения;
    * одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени.

    К предполагаемым аналогичным рабочим местам относятся рабочие места с вышеперечисленными признаками и предполагаемыми одинаковыми условиями труда.

    Для аналогичных рабочих мест заполняется одна карта аттестации.

    Дано определение нестационарных рабочих мест –это места с территориально меняющимися рабочими зонами, где рабочей зоной считается часть рабочего места, оснащенная необходимыми средствами производства в которой один или несколько работников выполняют сходную по характеру работу или операцию (слесари-сантехники, слесари-электрики, строительные рабочие и др.). Перед аттестацией определяются типичные технологические операции с относительно стабильным набором и величиной вредных и (или) опасных производственных факторов. Время выполнения каждой операции определяется экспертным путем (на основании локальных нормативных актов).

    При оформлении протокола гигиенической оценки условий труда в него вводятся:

    * сведения об аккредитации организации (или ее подразделения), привлеченной к выполнению измерений;
    * нормативное значение измеряемого фактора и, при необходимости, время его воздействия;
    * сведения о нормативной документации, регламентирующей предельно допустимые концентрации (ПДК), предельно допустимые уровни (ПДУ), нормативные уровни измеряемого фактора;
    * класс вредности и опасности по данному фактору.

    Новым при оформлении протоколов является требование об аккредитации.

    Теперь допускается оформлять результаты измерений и оценок по одному конкретному фактору в одном сводном протоколе для группы рабочих мест, что, несомненно, удобнее. При этом в правом верхнем углу протокола делается надпись “к строке 030”. В этом случае в карте дополнительно заполняется графа “фактическое состояние условий труда”.

    Порядком определено, что к травмобезопасности относятся требования к защите от воздействий:

    * механических;
    * электрического тока;
    * повышенных или пониженных температур;
    * активных химических и ядовитых веществ.

    Перед оценкой травмобезопасности рабочих мест обязательно проверяются наличие и правильность ведения документации, соблюдение требований нормативных документов в части обеспечения безопасности труда в соответствии с технологическим процессом.

    Требования, на соответствие которым проводится аттестация, изменены незначительно, конкретизирована необходимость наличия удостоверений о прохождении специального обучения по охране труда и проверке знаний нормативных правовых актов по охране труда в определенных случаях.

    Кроме требований безопасности к производственному оборудованию, приспособлениям, инструментам, средствам обучения и инструктажа, должны быть приняты во внимание специальные для конкретных видов рабочих мест требования к территории, элементам зданий и сооружений (например, при следовании на место выполнения работ, к устройству противоскользящих покрытий пола, облицовке стен, укреплению сводов в шахтах, устройству и расположению аварийных выходов в тепловых пунктах и т. п.). Указанные требования безопасности включаются, как правило, в комплекс требований безопасности к производственному оборудованию.

    Наличие этого пункта повышает полноту аттестации по травмобезопасности.

    При оценке средств обучения и инструктажа проверяется наличие документов (удостоверений, свидетельств), подтверждающих прохождение необходимого обучения, инструкций по безопасности и по охране труда, составленных с учетом нормативных требований к их структуре и содержанию.

    Изменены требования к отнесению к классам условий труда по травмобезопасности:

    * Класс 1 – оптимальный. На рабочем месте не выявлено ни одного нарушения требований охраны труда, отобранных для оценки травмобезопасности в соответствии с разделом IV Порядка; не производятся работы, связанные с ремонтом производственного оборудования, зданий и сооружений, работы повышенной опасности и другие работы, требующие специального обучения по охране труда;
    * Класс 2 – допустимый. На рабочем месте не выявлено ни одного нарушения требований охраны труда, отобранных для оценки травмобезопасности в соответствии с разделом IV Порядка; производятся работы, связанные с ремонтом производственного оборудования, зданий и сооружений, работы повышенной опасности и другие работы, требующие специального обучения по охране труда; имеется производственное оборудование с превышенным сроком службы (выработанным ресурсом), если его эксплуатация не запрещена специальными требованиями безопасности на это оборудование; выявлены повреждения и (или) неисправности средств защиты, не снижающие их защитных функций;
    * Класс 3 – опасный. На рабочем месте выявлено одно и более нарушение требований охраны труда, отобранных для оценки травмобезопасности в соответствии с разделом IV Порядка.

    Изменились подписи под протоколом оценки травмобезопасности. Протокол подписывается специалистами, проводившими оценку, и представителем организации, в которой проводилась оценка травмобезопасности рабочих мест. В случае привлечения аттестующей организации протокол подписывается ответственным лицом этой организации и заверяется ее печатью.

    Сформулированы требования к аттестации опасных производственных объектов. Если такой объект регистрируется в органах государственного надзора, контролируется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение государственного надзора и контроля в установленной сфере деятельности, то его оценка проводится в соответствии с пп. 22–30 Порядка. При этом в протоколах оценки травмобезопасности рабочих мест следует дополнительно указать наличие необходимых разрешений на пуск производственного оборудования и (или) его отдельных составных частей в эксплуатацию, прохождение технических освидетельствований и т. п.

    Конкретизирована процедура оценки обеспеченности работников СИЗ, которая осуществляется посредством сопоставления фактически выданных средств с нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим сертифицированной специальной одежды, специальной обуви, а также смывающих и обезвреживающих средств с учетом правил обеспечения СИЗ, утвержденных в установленном порядке, и проверкой их соблюдения (наличие личной карточки учета, заполненной в установленном порядке).

    При оценке обеспеченности работников СИЗ одновременно проверяются соответствие выданных СИЗ фактическому состоянию условий труда на рабочем месте и наличие сертификата соответствия при условии включения СИЗ в номенклатуру продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации, и номенклатуру продукции, соответствие которой может быть подтверждено Декларацией о соответствии, утв. постановлением Госстандарта России от 30.07.2002 № 64.

    Порядок устанавливает, что оценку обеспеченности работников СИЗ следует проводить при наличии результатов гигиенической оценки условий труда и факторов травмобезопасности рабочего места. Соответствие выданных СИЗ фактическому состоянию условий труда определяется путем сравнения параметров условий труда с маркировкой СИЗ, предусмотренной требованиями их классификации по защитным свойствам.

    Выполнение этого требования позволит работодателю ввести дополнительные СИЗ или отказаться от них в соответствии с фактическими условиями труда и состоянием травмобезопасности.

    Существенные изменения внесены в карту аттестации рабочих мест и вместо 18 в ней стало 9 строк. Представляется, что она стала лучше.

    Сведения о предприятии, количестве работающих практически остались без изменения.

    Сведения о рабочих местах сводятся к двум строкам: выпуск ЕТКС; количество работающих на одном рабочем месте (РМ), на аналогичных РМ, в т. ч. женщин.

    Строка 60 – фактическое состояние условий труда на РМ – заменена на строку 30, в которой вместо 9 столбцов теперь всего 2: наименование факторов производственной среды и трудового процесса; класс условий труда по факторам и общий. При оформлении результатов измерений и оценок по одному конкретному фактору в одном сводном протоколе для группы рабочих мест дополнительно заполняются графы “фактическое состояние условий труда”, “ПДК (ПДУ)” и, при необходимости, “время воздействия фактора”.

    В строке приводятся также класс условий труда по травмобезопасности и по обеспеченности СИЗ.

    Строка 040 – гарантии и компенсации работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями в карте труда – имеет форму таблицы, в которой указываются виды фактических и требуемых по результатам оценки условий труда гарантий и компенсаций: размеры доплат, дополнительный отпуск,продолжительность рабочей недели, выдача молока или других равноценных пищевых продуктов, досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

    Строка 050 – периодичность медицинских осмотров – заполняются графы рекомендуемых по результатам оценки условий труда медосмотров.

    Строки с рекомендациями по режимам труда и отдыха, подбору работников, улучшению условий труда, дополнительным исследованиям практически остались без изменений, за исключением номеров.

    Строка 090 – заключение аттестационной комиссии, в котором указывается, что рабочее место аттестовано, а также классы условий труда по факторам производственной среды и трудового процесса, травмобезопасности, обеспеченности СИЗ.

    Заключение об аттестации рабочего места изменено принципиально, коренным образом, что меняет отношение работодателя к аттестации рабочих мест. Формулировки “рабочее место условно аттестовано” или “не аттестовано" не устраивали работодателя, были просьбы об их изменении.

    Теперь, когда на рабочем месте фактические значения вредных производственных факторов не соответствуют существующим нормам, рабочее место признается аттестованным по вредности факторов производственной среды и трудового процесса с классами 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 4.

    При отнесении условий труда на рабочем месте к классу 4 (опасному) в организации незамедлительно разрабатывается комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия.

    При выполнении требований травмобезопасности рабочего места и обеспеченности работников СИЗ считается, что условия труда на рабочем месте отвечают требованиям безопасности. Рабочее место признается аттестованным, соответственно, с классом 1 или 2 с оценкой “соответствует требованиям обеспеченности СИЗ”.

    В случаях, когда на рабочем месте фактические значения опасных производственных факторов не соответствуют существующим нормам и (или) требованиям по травмобезопасности и (или) обеспеченности работников СИЗ, оно признается аттестованным по травмобезопасности с классом 3.

    По окончании аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет пакет документов в государственную инспекцию труда субъекта РФ. В пакет документов входят: перечень рабочих мест, ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда, сводная ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда. Формы документов приведены в приложениях к Порядку.

    Включение утвержденного плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации в коллективный договор повышает ответственность работодателя за его выполнение.


 

 на главную | версия для печати 


    Powered by BESTWEB