На главнуюРеспубликанской организации профсоюза работников химических отраслей промышленности Башкортостана
на главнуюкарта сайтанаписать письмо
 


    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


УралWeb. Регион в Интернете

www.solidarnost.org

www.fnpr.ru


17 Декабря 2009

Семь учебных курсов профессора В.И.Сперанского

    - «Социально-психологические аспекты современного менеджмента»;
    - «Конфликты и технология их преодоления»;
    - «Управление персоналом: организационные, социологические и социально-психологические аспекты»;
    - «Этика делового общения и повседневной жизни»;
    - «Организация и техника личной работы современного делового человека (самоменеджмент)»;
    - «Имидж: современного руководителя»;
    - «Технология делового письменного общения».

    Предлагаемые учебные курсы так или иначе взаимосвязаны, и в своей совокупности они составляют проблематику общей темы «Культура управления, предпринимательства и деловых отношений».
    Учебные курсы по данной проблематике в течение двадцати лет прошли апробацию в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, Московском государственном университете им М.В.Ломоносова, Академии труда и социальных отношений, МГТУ им. Н.Баумана, Московском международном университете, Московском государственном педагогическом университете, Институте повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области и других вузах России, а также в учебных заведениях ближнего и дальнего зарубежья (Краковская экономическая академия, Высшая менеджерская школа в Варшаве, Высшая гуманитарно-экономическая школа во Влоцлавке (Польша), Софийский университет, Даугавпилский государственный педагогический университет, Донецкий государственный университет, Харьковский социально-экономический институт и др.).
    Автором регулярно проводятся занятия в экономических колледжах, Институте приватизации и менеджмента, Институте предпринимательства и других учебных центрах по подготовке и переподготовке администраторов, менеджеров, руководителей производства и предпринимателей, работников кадровых служб, экономистов, социологов, специалистов в области маркетинга и др. Объем и направленность занятий конкретизируются в соответствии с особенностями и пожеланиями аудитории. Наряду с традиционными формами обучения - лекции и семинары - широко применяются деловые и ситуационные игры, тренинги и т.п.
    Основные положения учебных курсов представлены в авторских учебных программах, в книгах «Конфликты и технология их преодоления», «Конфликтология для каждого и на каждый день», «Кадровый менеджмент: социально-психологические аспекты управления персоналом», «Глобализация, профсоюзы и ТНК в реформируемой России'', «Этнона-ционалъные отношения как объект социальной технологии» и др.
    Данные курсы могут быть составной частью обязательных учебных дисциплин в высших учебных заведениях или дополнять их в качестве факультативных занятий для более углубленного изучения предмета.
    Достаточно обширное поле для применения этой проблематики - подготовка и переподготовка администраторов и менеджеров, инженеров, социальных работников, специалистов сельского хозяйства, педагогов, врачей и др.

I. Социально - психологические аспекты современного менеджмента

    Тематика курса:
    - теория человеческих отношений и ее роль в практике современного менеджмента;
    - социально - психологический портрет современного менеджера;
    - концептуальные способности, стандарты поведения и личностные качества современного менеджера;
    - социально-психологические аспекты в деятельности преуспевающих компаний;
    - социально-психологическое обеспечение инноваций;
    - коммуникативные функции менеджера;
    - мотивы поведения «негативного»лидера;
    - основы трансактного анализа и их применение в практике менеджмента;
    - психологические методы саморегуляции, формирование социоустойчивости;
    - этика отношений в менеджменте.
    Основное содержание и направленность курса
    В более полном объеме проблематика курса по авторской программе изучалась на факультете социального партнерства Академии труда и социальных отношений. В различных вариантах курс апробировался начиная с 1972 года в аудиториях МГУ им.Ломоносова, МГТУ им.Н.Баумана, Московского педагогического государственного университета и др. вузах. По тематике курса автором велась рубрика в «Студенческом меридиане», «Пресс-бюро «Комсомольской правды», «Промышленном Вестнике России», «Социально-политическом журнале», опубликован ряд методических материалов, в том числе и глава «Культура управления» в одном из первых пособий по этой проблематике (1979 г.). Этот курс положен в основу двухтомного учебного пособия «Кадровый менеджмент: социально-психологические аспекты управления персоналом» (Москва-Челябинск, 2005).
    Задача данного курса - помочь слушателям овладеть основами современных технологий управления, прежде всего технологией делового общения. Обучающиеся получают помощь в поиске ответов на вопросы: кто он - современный менеджер? Какие черты личности и стиля руководства обеспечивают успех предприятия в условиях рыночной конкуренции? Чем завоевывается авторитет руководителя? Как психологически грамотно организовать работу руководителя с персоналом? Как противостоять организационному и жизненному стрессу, сохранив психологическое здоровье? Как с социально-психологической точки зрения эффективнее стимулировать трудовую деятельность? Что позволяет иметь достаточно высокую работоспособность и высокую мотивацию к работе и жизни в целом?
    Освоению знаний помогают деловые и ситуационные игры, тренинги, проводимые параллельно с проблемными лекциями и семинарами. 4

II. Конфликты и технология их преодоления

    Тематика курса:
    - основные виды и уровни конфликтов;
    - конфликтогенные факторы в развитии социальной напряженности;
    - социально-психологические причины конфликтов, влияние межличностных конфликтов на социальную напряженность в различных условиях;
    - алгоритм конфликта и тактика конфликтующих сторон;
    - основные положения современного менеджмента о преодолении конфликтных ситуаций и предотвращении конфликтных инцидентов;
    - технология переговоров.
    Основное содержание и направленность занятий
    Данная проблема являлась частью учебного курса «Конфликтология», читаемого по авторской программе для слушателей факультета занятости и управления персоналом и факультета социального партнерства Академии труда и социальных отношений. В зависимости от возможностей учебного плана продолжительность курса может быть от 8 до 60 часов. В том или ином варианте данная проблематика апробировалась в работе со слушателями Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, ИППК преподавателей социально-гуманитарных дисциплин МГУ им.Ломоносова, в Московском международном университете, а также на различных семинарах, проводимых общероссийскими профсоюзами, Институтом предпринимательства, Институтом приватизации, в экономических колледжах и лицеях. В зависимости от конкретных задач курса лекционная часть занятий сочетается с деловыми и ситуационными играми, тренингами и т.п.
    Основная задача курса - помочь обучающимся анализировать собственные конфликтные ситуации, освоить основные элементы технологии преодоления конфликта, управления конфликтной ситуацией, а также приобрести навыки малоконфликтного поведения. Поэтому данный курс ориентируется не на социологию конфликта, изучение причин и факторов противостояния больших социальных групп, институтов и общностей, а на анализ социально-психологических аспектов и конфликтных ситуаций, возникающих в системе «руководитель - подчиненный», в деловых отношениях, в семейно-бытовой сфере и в других межличностных контактах. При анализе взаимосвязи социальной напряженности и конфликта подчеркивается персонификация в сознании людей причин и факторов социальных конфликтов различного уровня.
    При проведении занятий рассматриваются типичные ошибки в анализе причин конфликта, методы самооценки поведения в конфликтной ситуации. Определенное внимание уделяется тактике поведения в дискуссии и споре. Логическим итогом курса является изучение основных элементов этики делового общения и повседневной жизни.

III. Управление персоналом: организационные, социологические и психологические аспекты

    Тематика курса:
    - сущность и основные функции кадровой службы в условиях трансформируемой России;
    - подбор персонала, работа на рынке труда;
    - адаптационные процессы на предприятии;
    - мотивация персонала;
    - технология стимулирования работников;
    - социально-психологический климат в организации и проблемы его регулирования;
    - профессиональная карьера работника;
    - маркетинг персонала.
    Основное содержание и направленность курса
    Проблематика курса прошла апробацию в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, в Высшей гуманитарно-экономической школе во Влоцлавке (Польша), МГУ им.М.В.Ломоносова, на различных семинарах для предпринимателей, менеджеров, руководителей кадровых служб.
    Основная задача курса - помочь обучающимся овладеть современными методами и приемами работы с кадрами. Занятия рассчитаны не только на работников кадровых служб, но и на руководителей других подразделений системы управления, а также на всех, кому приходится решать социальные, экономические и психологические проблемы работников.
    Особое внимание уделяется взаимодействию кадровиков со службами занятости, работе на рынке труда, проблемам переподготовки кадров при высвобождении рабочих мест, а также вопросам организации и планирования деловой карьеры. Практика показала, что данная проблематика удачно сочетается с курсами «Социально-психологические аспекты менеджмента», «Конфликтология», «Организация и техника личной работы руководителя».

IV. Этика и культура современного менеджера. Этикет делового общения и повседневной жизни

    Тематика курса:
    - культура труда и управления;
    - социофакторы и этика в менеджменте;
    - стиль менеджмента и имидж: менеджера;
    - руководство: власть и партнерство;
    - основные элементы модели малоконфликтного поведения;
    - этикет в жизни менеджера.
    Основное содержание и направленность курса
    Основная задача курса - помочь слушателям овладеть основами малоконфликтного поведения, изучить этику делового общения и повседневной жизни. С помощью тренингов, анализа конкретных ситуаций обучающиеся приобретают навыки эффективного общения, осваивают технологию самопрезентации. При проведении занятий не ставится цель дать «рецепты на все случаи жизни». Модель малоконфликтного поведения, основные элементы этики отношений только показывают деловому человеку ориентиры, на достижение которых следует направлять свое саморазвитие. Решается это с помощью анализа жизненного поведения известных менеджеров, предпринимателей, достигших вершин деловой карьеры благодаря хорошо отлаженной технике общения с людьми. Иначе говоря, девиз курса: мы не можем научить Вас, как поступать в каждой ситуации, запрограммировать Ваше поведение, но мы покажем, как это делали люди, достигшие жизненного успеха. Способность приспособить нужный опыт, теоретические знания к своей индивидуальности и конкретной ситуации - искусство управления.
    Курс апробирован в самых различных студенческих аудиториях, в системе послевузовского образования и на семинарах менеджеров, профсоюзного актива, предпринимателей, работников коммерческих структур.

V. Организация и техника личной работы современного делового человека (самоменеджмент)

    Тематика курса:
    - общие принципы организации и их индивидуальное применение;
    - эффективное использование времени;
    - рабочее место делового человека;
    - искусство проведения совещаний, переговоров, деловых бесед;
    - образ жизни менеджера;
    - культура взаимоотношений с людьми, технология общения;
    - технология преодоления стрессовых ситуаций.
    Основное содержание и направленность курса
    В полном объеме данная проблематика по авторской программе изучалась на факультете социального партнерства и профсоюзного движения Академии труда и социальных отношений (40 часов). В Академии народного хозяйства при Правительстве РФ читается курс «Организация и техника личной работы государственного служащего». Варианты курса - «Технология самоорганизации», «Самоменеджмент» и т.п. - апробированы автором в МГУ им М.В.Ломоносова, в МГТУ им Н.Баумана, в Институте предпринимательства и на различных семинарах менеджеров, работников коммерческих и предпринимательских структур, управленческих кадров предприятий и организаций, профсоюзного актива.
    Задача курса - помочь слушателям овладеть технологией самоорганизации, сформировать подлинную деловитость, повысить профессиональную активность. Определенное внимание уделяется влиянию российского менталитета, культурных традиций, религии на структуру и характер деловых отношений. В процессе обучения анализируются конкретные ситуации, проводятся тренинги. Внимание концентрируется на путях и методах применения общих принципов организации в реальных условиях и для конкретных работников. Особое место уделяется социальным технологиям как эффективному средству повышения организованности делового человека, оптимального использования собственных ресурсов и возможностей.

VI. Имидж современного руководителя: слагаемые служебной репутации

    Тематика курса:
    - статус и авторитет руководителя;
    - основные факторы служебной репутации;
    - типичные модели поведения руководителя и анализ их эффективности в реальной ситуации;
    - технология самопрезентации;
    - технология общения: как стать эффективным коммуникатором.
    Основное содержание и направленность курса
    Различные варианты данного курса апробированы в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, в Международном университете в Москве, МГУ им. М.В.Ломоносова, на занятиях в системе переподготовки управленческих кадров. Проблематика курса связана с вопросами, рассматриваемыми при изучении основ конфликтологии, социально-психологических аспектов менеджмента, технологии самоорганизации.
    Задача курса - помочь обучающимся освоить методику самооценки и технологию самопрезентации. Слушатели знакомятся с «философией» преуспевающих руководителей, анализируют возможности применения чужого опыта в собственной практике. Изучаются модели поведения руководителя, различными критериями оценивается эффективность применения этих моделей. Слушатели знакомятся с положениями соционики, основными элементами этики поведения в быту и на работе.

VII. Технология делового письменного общения

    Тематика курса:
    - сущность и специфика письменного делового общения;
    - сбор и анализ информации для печати, делового предложения;
    - эффективная методика подготовки реферата, статьи, книги.
    Основное содержание и направленность курса
    По авторской программе курс читается в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Варианты курса, его отдельные вопросы апробированы на факультете социального партнерства АТ и СО, на семинарах профсоюзного актива, работников городской администрации, хозяйственных руководителей, а также с аспирантами и студентами Московского педагогического государственного университета, Международного университета в Москве.
    Цель курса - помочь слушателям совершенствовать свою технологию подготовки различных деловых документов, освоить эффективные способы и приемы подготовки статьи, реферата, книги и т.п.
    Задача делового письменного общения - объяснить людям то, чего они прежде не понимали, или убедить их не предпринимать определенных действий. В процессе данного курса обучающиеся совершенствуют свои навыки в этом направлении, осваивают технологию подготовки убедительного письменного документа.

    Сперанский Владимир Игоревич - доктор философских наук, профессор кафедры управления персоналом и организационного развития Академии народного хозяйства при Правительстве РФ
    Контактные телефоны:  (495) 433-25-26 (т/факс)
                                        (495) 433-21-68 (дом.)
    Домашний адрес: 119526, г. Москва, пр.Вернадского, д.89, корпус 5, кв. 91

 на главную | версия для печати 




 

Как вы относитесь к профсоюзам
   Положительно
   Отрицательно
   Мне всё равно

    Powered by BESTWEB